Новости Республики Коми | Комиинформ

Интервью председателя Избирательной комиссии Республики Коми Евгения Шишкина агентству "Комиинформ"

Интервью председателя Избирательной комиссии Республики Коми Евгения Шишкина агентству "Комиинформ"
Интервью председателя Избирательной комиссии Республики Коми Евгения Шишкина агентству "Комиинформ"
logo
По новому закону об организации местного самоуправления с 1 января 2006 года Республика Коми будет поделена на 240 муниципалитетов. Выборы в будущие местные представительные органы назначены на 16 октября. О ходе подготовки к ним корреспонденту "Комиинформа" рассказал председатель Избирательной комиссии республики Евгений Шишкин.

- Евгений Витальевич, как идет подготовка к выборам?

- Организаторами выборов, которые состоятся в республике 16 октября, в нашем законе названы территориальные, то есть городские и районные, комиссии. Каждая из них на своей территории разработала, подготовила и приняла календарный план. В них установлены жесткие сроки, когда и какие действия должны быть предприняты для того, чтобы подготовка к выборам осуществлялась в одном ритме.

Однако восемь городов региона оказались в несколько своеобразном состоянии. Вы знаете, что предметом судебного рассмотрения была схема муниципальной нарезки в республике. В отношении этих восьми городов в законе пока ничего не сказано, но в то же время судебное решение о том, что на этих территориях не могут быть созданы городские округа, вступило в силу. Таким образом, и там тоже надо будет готовить и проводить выборы. Мы сейчас ждем, что на июньской сессии Госсовета будут внесены соответствующие коррективы в действующий закон "О территориальной организации местного самоуправления в Коми", и мы получим законодательное обоснование и подкрепление в нашей дальнейшей работе. Поэтому в этих восьми территориях формирование календарных планов пока идет неофициально.

- Как продвигается работа по сбору данных о численности избирателей в республике? Как известно, были проблемы с органами МВД, которые не хотели давать информацию…

- Есть такая проблема, и не могу сказать, что она решилась. Сбор данных идет в обычном режиме, который несколько актуализируется в связи с предстоящими выборами. Законом сегодня установлены две контрольные даты - на 1 июля и на 1 января каждого года. К этим датам главы муниципальных образований должны представлять в соответствующие избирательные комиссии данные по каждому городу и району республики. А элементами формирования этой базы должна служить та информация, которую представляют другие организации, в том числе и органы внутренних дел. Да, здесь есть определенные сложности. К сожалению, это наша общая беда: органы МВД информацию в том объеме, в каком это нужно для формирования базы данных, зачастую нам представить не в состоянии. Это связано с тем, что у них нет соответствующего приказа МВД РФ о порядке организации данной работы. Я чувствую, что они рады бы помочь, но в силу жесткой иерархии, вертикали власти и дисциплины они не в состоянии этим заниматься. Центральная избирательная комиссия и МВД России в этом году заключили соглашение о взаимодействии, элементами сотрудничества которого должна быть и совместная работа по подготовке базы данных об избирателях. Но дальнейшей реализации это соглашение не получило.

- Возникшие проблемы к осени будут решены?

- Стараемся путем личных контактов на местах эти вопросы решить. Системные администраторы государственной автоматизированной системы "Выборы", которые в каждом районе и городе республики должны вводить итоги сбора данных об избирателях, предъявили очень большие претензии. У них не хватает данных, которые должны поступать от органов МВД…

Выборы - это государственное мероприятие, срывать которые никому не позволительно. Отсутствие подзаконных актов, приказов, распоряжений не может быть основанием для неисполнения закона. А закон нас обязывает к одному - создавать эту базу. Сейчас мы готовим ряд обращений, в том числе исполняющему обязанности министра внутренних дел республики Владимиру Силаеву и Главе Коми Владимиру Торлопову. Также будем выходить на ЦИК России и прокурора республики - о том, что не исполняются требования закона РФ в части формирования базы данных об избирателях.

- Сейчас территориальные избирательные комиссии стали юридическими лицами. Какие дополнительные функции, а может, и дополнительные проблемы, появились у них в этой связи?

- Благодаря тому, что территориальные избирательные комиссии стали юридическими лицами, они дополнительно получили возможность непосредственно участвовать в гражданско-правовом обороте. Они теперь могут иметь имущество и денежные средства и распоряжаться ими. В каждом городе и районе появились два-три человека, которые работают на штатной основе. Это сделано с единственной целью - федеральный закон в преддверии муниципальной реформы очень четко прописал, что многие вещи в разрезе города, поселка, села могут и должны решаться только при непосредственном участии жителей этих населенных пунктов путем проведения сходов граждан, референдумов, опросов, народных голосований и так далее. Проведение множества процедур прямого волеизъявления граждан должны обеспечивать муниципальные комиссии. Они пока у нас ни в одном районе не созданы, а предполагается, что они должны быть в каждом селе и поселке. Но мы знаем, что такое сегодня основная масса наших сел и поселков. Это очень малочисленные населенные пункты, значительная часть жителей которых - люди преклонного возраста. Социально активные граждане переезжают в города. Поэтому формировать комиссии в каждой такой деревне смысла нет. Представьте такую картину: 240 муниципальных образований - это что, 240 муниципальных комиссий? Условно, в среднем по десять человек в каждой. Это 2500 человек! Где их найти, профессионально подготовленных для того, чтобы они "вытащили" эту работу, чтобы они разобрались в ней?

Избирательное законодательство сегодня очень сложное, в нем много нюансов и препон в реализации некоторых норм. Как подобрать эти две с половиной тысячи и надо ли этим заниматься? Я два года назад внес предложения руководству республики о том, что, может быть, стоит заменить две с половиной тысячи непрофессиональных людей в составе 240 муниципальных комиссий на 20 комиссий, в которых будет по два-три штатных работника. Сорок профессионалов мы сумеем подготовить! Со мной согласились - вот поэтому было принято решение изменить статус комиссий и наделить их полномочиями юридических лиц. Сегодня во всех комиссиях есть председатели, секретари. Они ежедневно методично готовят выборы.

- То есть условия для работы комиссий созданы везде? Везде есть помещения, оргтехника?

Сложно и с помещениями, и с оргтехникой. Но здесь много доброго можно сказать в адрес глав администраций, у которых и без этого полно проблем. Практически везде эти вопросы либо решены, либо решаются. По нашей просьбе Глава республики еще раз обратился к руководителям муниципалитетов с предложением создания хотя бы элементарных условий деятельности 20 территориальных комиссий. Письмо ушло в апреле, и по истечении трехмесячного срока главы должны будут отчитаться о том, какие меры ими были предприняты.

- Как вы оцениваете квалификацию и профессиональные знания членов территориальных избирательных комиссий?

- Сорок человек мы подобрали. Но я не могу сказать, что все они сегодня на сто процентов готовы как специалисты в области избирательных технологий. Значительная часть из них только-только приступили к работе. Но это люди уже занимавшиеся в прошлом избирательными кампаниями, но в другом качестве. Кто-то из них был кандидатом в депутаты, кто-то - членом участковой, окружной или территориальной избирательной комиссии, наблюдателем, доверенным лицом. Они какую-то обкатку уже получили. Теперь стоит задача обеспечить их ритмичную, нормальную доподготовку. В этих целях мы несколько раз их приглашали в Сыктывкар, проводили совещания, обучающие семинары. Также специалисты республиканской комиссии выезжают в районы, чтобы помочь в становлении территориальных комиссий.

- Есть ли в нашем регионе столько политически опытных и экономически подкованных претендентов на депутатские должности?

- Это один из самых больных вопросов. Хотя это вопрос несколько не ко мне, а к руководителям тех территорий, где будут проводиться выборы. Это в их интересах оказать содействие в подборе возможных кандидатур будущих депутатов. В очень многих населенных пунктах практически не осталось жителей, а те, кто остались - люди в возрасте. Я не уверен, что в 240 муниципальных образованиях найдется большое число желающих стать депутатами. Сложнее всего будет решаться вопрос с подбором кандидатур и избранием депутатов в сельских населенных пунктах, отдаленных, "неперспективных", где люди во многом разуверились в создавшейся сегодня ситуации и во власти. Поэтому многие не хотят оказаться задействованы во власти. Можно сказать, что выборы будут сложными.

Беседовал Игорь СОКОЛОВ, "Комиинформ".