На 73-м году жизни перестало биться сердце талантливого фотографа, специалиста СГУ им. Питирима Сорокина Марка Оникула. Более четверти века он являлся бессменным фотолетописцем истории университета, сообщает пресс-служба вуза.
Марк Исаакович родился 12 марта 1953 года в Баку – там жили родители его мамы. Мало кто из многочисленных учеников Марка Оникула знал, что его отец – военно-морской офицер. Капитан второго ранга, или как говорят на флоте – кавторанг. Исаак Оникул был военным инженером, поэтому семья часто переезжала.
Когда ребенку едва исполнилось полгода, через всю страну – с крайнего юга на крайний север – его отвезли в закрытый в то время город Североморск. На берегах Северного Ледовитого океана Марк рос до десяти лет. А после службы в Североморске отца направили в среднюю полосу России – в старинный город Муром. Здесь Марк и закончил школу.
Отец Марка Оникула был фотолюбителем, но первым Оникулом, который взял в руки фотокамеру оказался двоюродный дедушка Марка – инженер-нефтяник Илья Оникул. Он жил в Баку и работал на каспийских нефтяных промыслах. Марку досталась в наследство его раритетная крупноформатная раздвижная фотокамера "Voigtlander\Фойхтлендер".
"Еще в первом классе, отец начал обучать меня обращению с фототехникой, – вспоминал в интервью газете "Республика" Марк Исаакович. – Как настоящий инженер он начал с зарядки фотоаппарата пленкой, ее проявления и фотопечати. Мой первый фотоаппарат "Смена-2" сохранилась у меня в хорошем рабочем состоянии".
В старших классах школы Марк занимался в городском фотоклубе в редакции районной газеты "Муромский рабочий".
"Мог ли я, простой советский фотолюбитель, мечтать об издании альбома своих фотографий, – рассказывал в интервью газете "Республика" Марк Оникул. – В прежние времена мне и в голову такой бред прийти не мог – в стране появлялась, в лучшем случае, пара фотоальбомов в год. Планы двух выпускавших их издательств – "Планета" и "Искусство" – были сверстаны на десятилетие вперед и попадали в них лишь ведущие и заслуженные фотожурналисты ТАСС и АПН. Сейчас авторский макет и текст-эссе без всякой цензуры. Ну, просто сказка, волшебный сон какой-то. Эйфория и восторг от материализовавшейся мечты, которую можно взять в руки и полистать".
В Сыктывкар Марк Оникул попал по распределению сразу после окончания Владимирского государственного педагогического института. В 1975 году он почти год отработал учителем химии в сыктывкарской школе № 21. Работал бы и дальше, но в мае его призвали в армию. В 1977 году Марк вернулся из армии в Сыктывкар. Но перед этим, он поступил в Московский государственный университет культуры и искусства.
Возвращение Марка из армии по времени совпало с созданием в Сыктывкаре фотоклуба "Парма". Он пользовался интересом и уважением в фотолюбительских кругах России. Это и понятно, ведь у истоков его создания стояли такие мастера как Александр Горбачёв, Георгий Лисецкий, Сергей Зиновьев.
В 1979 году Марк начал работать в Сыктывкарском университете. А первой ступенькой в профессии преподавателя фотографии стал пятилетний опыт работы в республиканском колледже культуры. В эти годы Марк закончил свое обучение в Москве. Так ему удалось соединить оба высших образования: педагога и фотографа.
С 2000 года Марк Оникул работал в университете уже постоянно. По его инициативе в вузе был создан "Центр творческой фотографии", где увлеченные студенты обучались и практиковались в области фотографии. Марк Исаакович для многих был первым преподавателем в области фотографии. Фотошколу Оникула в молодежной мастерской "Фотодизайн" прошли сотни начинающих фотолюбителей.
Сам себя он не считал фотографом, называя независимым автором фотокниг. Под его авторством вышли три альбома "Хобби приват-доцента" (Кольцо времени в аналоговых цветных слайдах / "интимный дневник"), "Взгляды приват-доцента" (цифровой travel-сторителлинг о южном море и наследниках) и "Черно-белая судьба" (ретроспектива снимков с пленочных негативов / 1968 – 2005).
"Я не претендую на славу фотографа. Моя первая фотокнига так и называется: "Хобби приват-доцента". Иногда ко мне заходят знакомые. Мы, как водится, разговариваем "за жизнь". Они берут с полки фотокнигу и начинают листать, при этом мы продолжаем болтать, – рассказывал в интервью газете "Комсомольская правда – Коми" Марк Исаакович. – Как правило, после пролистывания нескольких страниц собеседник замолкает. Он неспеша перелистывает страницу за страницей, и я не тороплюсь его отвлекать. Закрыв альбом, гости обычно некоторое время молчат. Значит, получилось неплохо".
Коллектив СГУ им. Питирима Сорокинавыражает соболезнования семье Марка Исааковича.О месте и времени прощания будет сообщено дополнительно.