Арбитражный суд Коми проанализировал дела с недобросовестными должниками за 2024 и первый квартал 2025 года. Таких людей не освобождают от обязательств по долгам.
Как напомнил суд, банкротство граждан, по смыслу закона, является механизмом нахождения компромисса между должником, обязанным и стремящимся исполнять свои обязательства, но испытывающим в этом объективные затруднения, и его кредиторами, а не способом для избавления от накопленных долгов.
В связи с этим к гражданину-должнику предъявляются повышенные требования в части добросовестности, подразумевающие честное сотрудничество с финансовым управляющим и кредиторами, открытое взаимодействие с судом.
В 2024 году Арбитражным судом Коми не освобождены от обязательств 57 граждан, в первом квартале 2025 года – 11.
Причинами стали следующие обстоятельства:
- должник действовал незаконно – 40 дел в 2024 году и шесть дел в первом квартале 2025 года;
- должник не предоставил необходимые сведения или представил недостоверные сведения финансовому управляющему или суду – 16 дел в 2024 году и четыре дела в первом квартале 2025 года;
- должник привлечен к уголовной или административной ответственности за неправомерные действия при банкротстве, преднамеренное или фиктивное банкротство – одно дело в 2024 году и одно дело в первом квартале 2025 года.
В качестве примеров суд привел следующие дела. Должник заявил о долгах в 976 тыс. руб. и отсутствии какого-либо дохода, но суд установил, что в 2024 году он оказывал услуги, получая ежемесячный доход.
Другой участник судебных тяжб при заключении договора займа не указал в анкете, что у него есть другие кредиты.
Еще один должник указал банку, что имеет доход в 160 тыс. руб., но в суде эта информация не подтвердилась. Предоставление кредитору недостоверных сведений о размере дохода повлекло последующее неосвобождение должника от обязательств.
Участник другого судебного процесса не освобожден от долгов в связи с тем, что он в ходе процедуры банкротства с финансовым управляющим не сотрудничал, запрошенные сведения, информацию и имущество не представлял, определения суда об истребовании документации и транспортных средств добровольно не исполнял.
Участники процессов оказывались мошенниками, заключали сделки по выводу имущества в преддверии банкротства, продавали авто, намеренно вводили себя в состояние неплатежеспособности.
Таким образом, процедура банкротства не привела к достижению цели - освобождению от обязательств.