Новости Республики Коми | Комиинформ

В Коми остро стоит вопрос финансового мошенничества

В Коми остро стоит вопрос финансового мошенничества
В Коми остро стоит вопрос финансового мошенничества
logo
В Коми остро стоит вопрос финансового мошенничества
Фото Минфина коми

Ход реализации программы повышения финграмотности в Коми, новые направления для работы, а также эффективные практики по финансовому просвещению обсудили на расширенном заседании на Координационном совете при Правительстве республики.

koordinazionnyi-sovet--1.jpg

Как отметил заместитель председателя Правительства — министр финансов Республики Коми Владимир Казаков, важно усилить работу именно со взрослым работающим населением и пенсионерами: "По федеральным данным уровень финансовой грамотности молодых людей сегодня значительно выше, чем у взрослого населения и составляет 62 балла, а у взрослого лишь 55 баллов. И вовлекать работающее население в финансовое просвещение гораздо сложнее, поэтому нам нужно развивать партнерские взаимоотношения со всеми участниками финпросвещения из сфер образования, бизнеса, других отраслей экономики, с работодателями и профсоюзами. При этом активности не должны носить только информационный характер, но также содержать оценку и проверку полученных знаний". 

koordinazionnyi-sovet--2.jpg

По словам Владимира Казакова, особенно остро стоит вопрос финансового мошенничества. Преступники манипулируют своими жертвами и часто заставляют не только переводить свои средства на чужие счета, но и совершать противоправные действия.

koordinazionnyi-sovet--3.jpg

Как подчеркнул начальник центра финансового обеспечения МВД по Республике Коми, полковник внутренней службы Евгений Бордюг, злоумышленники всё чаще используют для коммуникации с потенциальными жертвами голосовую связь мессенджеров, которая не подлежит контролю и верификации со стороны операторов связи.

koordinazionnyi-sovet--6.jpg

Наравне с виртуальными номерами, злоумышленники активно применяют в своей противоправной деятельности "SIМ-боксы", позволяющие анонимно регистрировать аккаунты в мессенджерах, онлайн-сервисах и платежных системах, а также переводить похищенные деньги на подконтрольные им электронные кошельки.

Среди самых распространенных предлогов совершения преступлений остаются звонки от имени работника банка, МВД, ФСБ, прокуратуры с сообщениями о несанкционированном списании денежных средств или оформлении кредита, продажи/покупки в интернете, игра на бирже, инвестиции, доход в сети.

koordinazionnyi-sovet--5.jpg

В Региональном центре повышения финансовой грамотности (РЦФГ) убеждены, что эффективно противостоять мошенникам помогают проекты по финансовому просвещению, которые не только учат правильно и ответственно пользоваться финансовыми инструментами, но также распознавать манипуляции и обман. О работе Центра в 2024 году и основных проектах, способствующих развитию финансового образования регионе и формированию здоровых финансовых привычек, рассказала руководитель РЦФГ Елена Новикова. Ключевыми мероприятиями года стали VII Республиканский финансовый форум "ПРОсемейные финансы", собравший очно и онлайн свыше 50 000 участников, а также детская ярмарка "BUSINESS ДЕТИ УИКЕНД", во время которой юные предприниматели не только попробовали сделать первые шаги в бизнесе, но и подтянули свои знания по финансовой грамотности.

koordinazionnyi-sovet--4.jpg

О новом порядке рассмотрения обращений и жалоб потребителей финансовых услуг, который действует с июля 2024 года, проинформировал начальник экономического отдела Отделения Банка России по Республике Коми Павел Докукин: "Теперь банки, страховые компании, негосударственные пенсионные фонды и другие финансовые организации обязаны отвечать на обращения граждан в течение 15 рабочих дней. Если организации понадобятся дополнительные документы или информация, максимальный срок ответа может увеличиться до 25 рабочих дней. Если потребитель финансовых услуг не получил ответ или ответ его не устроил, жалобу можно направить через Интернет-приемную в Банк России".

Во время обсуждения региональных практик по профилактике кибермошенничества представитель Отделения Банка России по Республике Коми подчеркнул, что Банк России постоянно проводит мероприятия по повышению уровня киберграмотности жителей республики, внедряет новые форматы финансового просвещения. Так, в 2024 году на межведомственной основе в республике были реализованы проект "Мошенники вне игры" и акция "Клади трубку!". В социальных роликах телеканала "Коми гор" спортсмены республики рассказывали о рисках дропперства, фишинге, мерах противодействия телефонным мошенникам. Совместная акция с МВД по Коми "Клади трубку!" позволила, в том числе старшему поколению узнать о новых мошеннических схемах и способах противодействия им.

Также участники заседания обсудили перспективы межведомственного сотрудничества в сфере финансовой грамотности с представителями банковской сферы, опыт работы по финансовой грамотности Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми, открытие в этом году первого в республике муниципального центра финансового грамотности, действующего в Библиотеке №1 в Печоре, а также лучшие практики по развитию финансовой грамотности в детских садах, представленные воспитателями Сыктывдинского района.