В финансово-экономическом журнале "Бюджет" вышла статья о долговой политике республики. Заместитель председателя правительства — министр финансов Республики Коми Владимир Казаков поделился успешным опытом региона в управлении государственным долгом.
Так, по словам руководителя регионального финансового ведомства, долговая политика ориентирована на поддержание умеренной долговой нагрузки и обеспечение потребности республиканского бюджета в заемном финансировании. Основная цель — эффективное управление государственным долгом, предполагающее поддержание объема и структуры госдолга на экономически безопасном уровне, обеспечивающем платежеспособность республики и устранение риска неисполнения финансовых обязательств. Важным фактором является минимизация стоимости обслуживания государственного долга.
Для достижения целей долговой политики Минфин Коми:
- осуществляет регулярный мониторинг государственного долга республики и других субъектов страны с целью выявления лучших региональных практик по управлению госдолгом;
- привлекает на единый счет республиканского бюджета остатков средств с казначейских счетов для осуществления и отражения операций с денежными средствами, поступающими во временное распоряжение получателей средств; бюджетных и автономных учреждений; получателей средств из бюджета; участников казначейского сопровождения, а также с денежными средствами бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Коми, что позволяет маневрировать ликвидностью единого счёта республиканского бюджета в широких временных пределах и сократить объемы и сроки использования рыночных видов заимствований;
- привлекает бюджетные кредиты на пополнение остатка средств на едином счете бюджета, что также служит целям сокращения объемов и сроков использования более дорогостоящих кредитов, получаемых от кредитных организаций;
- равномерно распределяет долговую нагрузку на республиканский бюджет при планировании заимствований во избежание пиковых, шоковых нагрузок, несущих риски возникновения кассовых разрывов и угрозы платёжеспособности бюджета.
В ходе планирования и осуществления заимствований прикладывается достаточно много усилий по минимизации расходов республиканского бюджета на обслуживание государственного долга. В том числе проводится регулярный мониторинг рынка кредитных ресурсов, в поиске возможностей заключения контрактов по минимально возможным ставкам, в том числе в целях замещения действующих долговых обязательств более дешёвыми. Также осуществляется замещение коммерческих кредитов бюджетными кредитами при любой предусмотренной законодательством возможности. При наличии свободных ресурсов ввиду поступления дополнительных доходов или частичного неисполнения по расходам Минфин Коми использует досрочное погашение кредитов без взимания комиссий.
По результатам проводимой регионом долговой политики изменилась структура государственного долга Республики Коми. Так, за период 2021-2023 годов доля рыночных видов заимствований сократилась с 67,4 до 16,5 %. В 2024 году республика погасила все обязательства по рыночным заимствованиям в виде кредитов, привлеченным Республикой Коми от кредитных организаций, обязательств по государственным ценным бумагам Республики Коми, которые постоянно были в структуре государственного долга Республики Коми начиная с 1997 года.
В заключение статьи Владимир Казаков рассказал о трудностях, с которыми сталкивается Минфин при управления государственным долгом, а также внес несколько предложений, которые призваны повысить устойчивость бюджетной системы РФ.
Электронную версию журнала можно найти по ссылке.