Редакция подготовила большой список вопросов для главы города Воркуты Ярослава Шапошникова, который недавно вернулся из зоны проведения специальной военной операции и последовавшего за этим отпуска. Мы постарались охватить проблемы не только местной повестки, но и глобальной. Воркутинцев, помимо роста цен, планов благоустройства и предстоящей зимы, волнует тема войны и мира.
– Ярослав Анатольевич, в социальных сетях появляется много фото и видео актов вандализма, хулиганства на общественных территориях, детских площадках, остановочных комплексах Воркуты. Может, есть смысл увеличить количество видеокамер на улицах нашего города? И возможно ли это?
– Вандализм – это бич не только Воркуты и нашей Республики. Проблема эта довольно серьезная. На сегодня в городе установлено 38 муниципальных, подконтрольных администрации камер. Из них 12 вышли из строя после нескольких лет эксплуатации. Три новые камеры мы закупили и ждем поставку в ближайшие недели. Оборудование это дорогостоящее по нашим временам для нашего бюджета.
Еще 65 камер – республиканские, к которым есть доступ только у правоохранительных органов. Они были установлены в рамках программы "Безопасный город" и дают достаточно полную картину фиксации происходящих в Воркуте уличных преступлений и дорожно-транспортных происшествий. Работа в этом направлении будет продолжаться.
Теперь о вандализме. Администрация с 2017 года благоустроила несколько общественных территорий, такие, например, как Аллея Пионеров и городской парк, где видеонаблюдение работает и дает результат. Но что касается остановок и детских площадок во дворах – охватить их видеофиксацией очень сложно. Причина – их десятки. Только в этом году компания "ВоркутаУголь" провела большую работу по монтажу новых площадок и теплых остановочных комплексов. Чтобы перекрыть эти объекты камерами, нужно несколько десятков миллионов рублей для закупки, установки, проведения коммуникаций, монтажа сервера, обслуживания. В бюджете таких средств нет. Надо внимательно взвесить – нужны ли городу и социальному партнеру такие затраты на фоне других, более серьезных проблем?
– Но что-то же надо делать?
– Отдельным воркутинцам, вандалам надо помнить о материальной, административной и даже уголовной ответственности. Если говорить о детях и подростках, то ответственность за порчу городского имущества в первую очередь несут их родители. Надо заниматься контролем и воспитанием своих чад, иначе бремя возмещения расходов муниципалитету ляжет на семейный бюджет. Я сейчас обращаюсь к воркутинцам и ребятам, которые, возможно, станут свидетелями случаев такого хулиганства и вандализма – записывайте все на телефон, сообщайте в полицию, администрацию, выкладывайте видео и фото в социальные сети. Взрослые, делайте замечания. Иначе не победить. Мы со своей стороны тоже принимаем все усилия навести в этой ситуации порядок.
– Что делать с сетевиками? Антимонопольная служба Коми навести порядок в этой сфере, вероятно, не в состоянии. Цены на некоторые продукты заоблачные.
– Хожу раза два в неделю по продуктовым магазинам и с вами согласен. Цены на продукты в Воркуте за год, пока я служил в зоне проведения СВО, выросли, а на некоторые категории очень даже прилично. Молочка, мясо, яйца и крупы. Мне супруга иногда присылает список, что купить и даже по минимуму в магазине оставляешь 2-3 тысячи рублей. Это на семью из четырех человек. Приходишь с пакетами домой и понимаешь, что ничего особенного-то и не взял, только самое необходимое. И это при том, что на свой доход я не жалуюсь, что уж говорить про многодетные семьи, про пенсионеров?
Виновата ли в этом антимонопольная служба? Не уверен. В частных магазинах цены еще выше. Администрация ведет мониторинг цен, но влияние на ценообразование это дает минимальное. Рыночные отношения, капитализм на дворе, инфляция и, как мне кажется, желание получать сверхприбыль. А лекарства, бензин? Цены растут.
Однозначно виноваты и высокие железнодорожные тарифы – это естественная монополия, с которой бороться не получается. Автомобильная дорога до Воркуты сократила бы логистические затраты минимум на треть и сроки доставки, продуктов раза в два, а следовательно, и цены. Но обещаниям построить дорогу – лет десять. И боюсь еще столько же ждать.
– Какие районы города стоят в плане благоустройства?
– Мы еще в прошлом году с этим определились. Минувшим летом, пока меня не было, наша дорожная служба почти полностью заасфальтировала Шахтерский жилой район. Это огромные площади. Отличная работа, местные жители довольны.
В 2025 и 2026 годах заходим в микрорайон Тиман, разделяем работу на два этапа. Район большой, заселен плотно, дворы там ужасные, жалоб много. После этого можно сказать, что 70-80 процентов города будут жить с хорошим асфальтом. На это потребовалось почти 10 лет. Куда пойдем в 2027 году, пока говорить рано, надо взвесить все мнения. Есть остаток Автозаводского квартала, дома по ул. Маяковского, Пищевиков и Ленина в старой части города, остатки Железнодорожного района, Некрасова.
– Какие планы у администрации на Центральную площадь?
– Общее мнение: ее функциональную нагрузку надо переосмыслить вместе с жителями, депутатами и общественниками, а затем реконструировать, сохранив зеленый парковый каркас из деревьев и елочек, высаженных недавно АО "ВоркутаУголь". Площадь морально и физически устарела. Моя мечта – сделать ее современной, ярко освещенной, уютной, многофункциональной, чтобы появилась возможность проводить там уличные, праздничные мероприятия не только летом, но и зимой – с музыкой и катком. Надо менять главную новогоднюю елку, пока красивую, но уже "уставшую", асфальтовое покрытие, фонарные столбы, проводить коммуникации. Нужны идеи, но такие, чтобы не занизить и не размыть статус главной административной площади города. Как всегда, все будет зависеть от средств.
– Что будет с воркутинскими поселками? Сможет ли город переселить их?
– Поселок Комсомольский уже расселен. На очереди поселок Заполярный, самый отдаленный. Часть его жителей переедет в город до конца этого года, оставшиеся люди – в следующем. О поселке Северный пока говорить рано, поселок находится относительно близко к городу, острой проблемы переселения пока не стоит. Воргашор сжимается. Речь про его переселение тоже пока не ведется.
– Согласны с мнением, что в советское время власти просчитались, когда строили по "кольцу" поселки городского типа? Говорят, может и не стоило с таким размахом возводить в тундре дома, проводить коммуникации?
– Власть советскую в органах управления представляли далеко не глупые люди, как кому-то хочется представить. Задачи коммунистической партией на Крайнем Севере ставились с упором на геополитические прогнозы и планы, глубокий анализ потребностей Родины. По сути, в тундре за 30-40 лет возвели большой промышленный город, который по количеству населения и качеству жизни не уступал современному Сыктывкару. Даже слухи о наделении Воркуты статусом столицы Республики Коми были в те годы небеспочвенны. Власть планировала нашему городу еще около 100 лет жизни и развития, а потому и строились с размахом, без оглядки на "прибыль", "самоокупаемость" и "экономическую целесообразность" до поры, пока внутренние и внешние враги не развалили СССР. Сегодня в Воркуте, по сути, как и везде по Северу, приходится начинать все сначала. Обманывать себя не стоит – повернуть время вспять не получится.
– Тогда сразу вопрос: развитие Воркуты через строительство газохимического комплекса состоится? Это миф или реальность?
– Это один из последних шансов быстро оживить экономику нашего города, получить новые рабочие места, налоги в местный бюджет, конкурентный рост стоимости жилья, продав которое воркутинец мог бы приобрести равнозначную квартиру в средней полосе, в областных центрах. Нет будущего у экономики – нет будущего у города. Я уже неоднократно говорил, что к Воркуте подвели газ в объемах, которого будет достаточно для его промышленного освоения и производства газохимической продукции с высокой добавленной стоимостью. Помимо этого газ – это относительно дешевая электро- и теплогенерация для крупных и средних предприятий, учреждений.
При этом хотелось бы дождаться и строительства новых шахт – запасы есть. Для этого нужны новые логистические пути через Севморпуть для сбыта продукции, глубоководный порт, который даст выход на новые рынки. Скажем так, мне очень хочется верить, что рано или поздно появится воля и желание начать и довести эти инфраструктурные проекты до конца. В этом и заключается план развития Воркуты на десятилетия.
– Готов ли город к зиме? Люди переживают. Что будет с Усинским водоводом?
– Воркута к зиме готова. Город последние два года получал паспорт готовности к прохождению осенне-зимнего периода, должен получить и в этом. У нас за этот период относительно предыдущих лет снизилось количество инцидентов на объектах тепло- и водоснабжения. Об этом, если честно, мы даже не особо хотели говорить, чтобы не сглазить.
При этом аварийность на объектах была, есть и будет, как и все десятилетия после начала эксплуатации коммунальной инфраструктуры. Другой вопрос с насколько серьезными последствиями. Это Крайний Север. С учетом износа ключевых объектов, таких как Усинский водовод с первым и вторым подъемом, канализационные очистные станции, медлить нельзя. Пока все держится на профессионализме рядовых работников ресурсоснабжающих предприятий, мастеров, инженеров. Многое за эти два-три года сделано, но еще больше предстоит сделать.
Например, недавно муниципальное водоканальное имущество от банкротного ООО "Водоканал" мы передали в новый МУП "Воркутинский водоканал". Михаил Хайлов, назначенный директор, уже проделал большую работу по выявлению потенциально самых опасных и аварийных объектов, участков, что позволило получить более объективную информацию. Как недавно заявил Министр обороны России: "Ошибаться можно, врать нельзя". Но и права на ошибку, если говорить прямо, у нас в Арктической зоне тоже нет.
Я очень надеюсь, что те меры, которые сегодня вместе с нами активно предпринимает глава региона Владимир Уйба, дадут результат. У Владимира Викторовича, как и у нас, нет на этот счет иллюзий, он четко и предметно разбирается в проблеме. Нужны миллиарды федеральных рублей, которых ни в муниципалитете, ни в Республике Коми пока нет. Надеемся на их скорейшее выделение.
– Должны ли находиться такие важные объекты, инфраструктура в частных руках?
– Мое твердое убеждение, что на Крайнем Севере стратегические объекты в период проведения СВО, глобального противостояния не должны находиться в оперативном управлении у частных компаний. Норма прибыли не должна стоять во главе угла. Я сейчас имею ввиду в первую очередь хлебокомбинат, водоканал, логистику, снабжение, строительство. В Арктике, тем более в таких стратегических городах как Воркута, это все должно находиться под прямым контролем государства. Не муниципальных властей, и даже не региональных, а федеральных госкомпаний.
– Возможно прозвучит наивно, но получается нужно национализировать и все фабрики, заводы страны?
– Если речь идет о стратегических отраслях, то, возможно, да. Собственно местами, как я вижу, это в стране и происходит. Некоторые считают, что частный капитал более эффективен, чем государственное управление. Не уверен. Все зависит от компетентности управляющих кадров и порядочности. Увы, за годы дикого капитализма наша Родина частично растеряла и то, и другое. Но прогресс идет. Медленно, но разворачиваемся. Впереди долгий путь, который мы осилим, если будет чувствоваться жесткая и справедливая рука государства.
– Что вы думаете о геополитической обстановке в мире? Идём к Третьей мировой? Если Россия вступит в войну с НАТО, как Воркута сможет помочь стране? Как видится глобальное противостояние с фронта?
– Мое мнение, что Третья мировая уже давно началась – почти сразу после окончания Второй мировой. Она отчасти приняла иные формы, идет с разной степенью интенсивности, с острыми фазами, как, например, в наши дни. Спрогнозировать ее итоги на первый взгляд сложно, но уверен, у нашего президента, его команды, в которую я, как и многие другие, тоже вхожу, хватит мудрости, опыта, выдержки и духовности не прогнуться перед англосаксами, довести противостояние до победного конца. У нас очень сильный и коварный противник, надо признать, но история нашего государства помнит – Россию извне не сломить. И это понимают наши войска, добровольцы. Никаких иллюзий, с кем мы воюем в зоне проведения СВО, поверьте, нет.
Что касается Воркуты – помочь нашей стране мы можем только своим ежедневным честным и упорным трудом, правильным воспитанием детей, бдительностью, заботой о близких и тех, кто сейчас находится на линии боевого соприкосновения, живет в прифронтовых областях. А если случится, что Родина призовет – идти за ней.
– А куда обратиться воркутинцу, который хочет помочь Армии России, беженцам?
– Если суммы небольшие, то можно перевести на конкретные нужды легко и без бюрократии через федеральный сайт "Все для Победы!" (pobeda.onf.ru – прим.ред.). При этом у нас в сентябре в администрацию поступили ходатайства от воюющих воркутинцев – на помощь в закупке средств РЭБ и РЭР, детекторов дронов, связи, тепловизоров. Это то, что спасает жизни.
Кто может помочь, пусть обращаются к нам в администрацию. Мои коллеги за последние полгода в частном порядке собрали приличные суммы для наших бойцов, оказали помощь фронту и закупками, и отправкой гуманитарной помощи. Будем продолжать эту работу. Нашу помощь там, за ленточкой, очень ждут.
– И под завершение. Какие рабочие планы у вас на ближайшие месяцы?
– Надо аргументированно добиться у Правительства Республики Коми финансовой помощи для Воркуты в этот непростой для нас период. Нужны средства для МБУ "Специализированное дорожное управление", зажатое исполнительными листами. Коллективу необходимо выплатить по исполнительным листам просуженные суммы по отраслевому соглашению. Глава Коми Владимир Уйба нас уже поддерживает.
Нужна субсидия на поддержку созданного недавно МУП "Воркутинский водоканал". Экономика предприятия как была, так и остается убыточной, без помощи со стороны региона мы не протянем и полугода. Этот вопрос также находится на контроле у Владимира Викторовича.
Дальше – проведение Спартакиады народов Севера, подготовка ко Дню города. И, конечно, подготовка к Новому году. Уже формируются планы на летнюю ремонтную кампанию. Впереди и многоуровневые выборы, к которым предстоит готовиться.
В планах также объединить ребят вернувшихся с СВО в нашей общественной ветеранской организации, где уже находятся участники Афганской и Чеченской войн. Бросать их в такой сложный для них период, наедине со своими мыслями и проблемами, нельзя.