КСП Коми завершила параллельное со Счетной палатой РФ экспертно-аналитическое мероприятие "Аудит использования средств обязательного медицинского страхования медицинскими организациями в 2021-2023 годах", к реализации которого приступила в сентябре 2023 года.
В рамках аудита КСП проанализировала эффективность использования средств ОМС, включая оценку результатов деятельности медорганизаций и систему оплаты труда их работников, а также экономность расходов при осуществлении закупок и эффективность использования оборудования, приобретенного за счет средств ОМС, и пришла к следующим выводам:
1. За три года расходование средств ОМС медицинскими организациями Республики Коми возросло на 4,1% (с 20,8 млрд рублей в 2021 году до 21,7 млрд рублей в 2023 году). Наибольший объем расходов приходится на оплату труда (в 2023 году – 73,9%).
2. По итогам 2021-2023 годов отмечается ежегодное недостижение целевых показателей по заработной плате медицинских работников. В 2023 году средняя заработная плата врачей в госучреждениях в целом по Коми составила 123 тыс рублей, или 185,1% от средней заработной платы по региону (при плане 200%), среднего медперсонала – 62 тыс рублей, или 93,5% (при плане 100%), младшего медперсонала – 48 тыс рублей (72,4%).
3. Растет объем средств республиканского бюджета, ежегодно выделяемых на погашение просроченной кредиторской задолженности госучреждений здравоохранения: в 2023 году на эти цели выделено 1 383,6 млн рублей, что в 2,4 раза больше, чем в 2021 году.
4. К факторам возникновения просроченной кредиторской задолженности в том числе относятся финансовые потери от применения страховыми медицинскими организациями и Территориальным фондом ОМС РК штрафных санкций к учреждениям здравоохранения. За три года общий размер финансовых санкций к медучреждениям по результатам проверок страховых медорганизаций составил 748,6 млн рублей; Фондом выявлено нецелевое использование средств ОМС в объеме 202,1 млн рублей.
5. В ряде случаев применяемые подходы к определению стимулирующих выплат не позволяют объективно оценить результативность труда медицинских работников. На сегодняшний день в Республике Коми отсутствует нормативное регулирование выплат медицинским работникам за проведение диспансеризации, профилактических медицинских осмотров и диспансерных наблюдений, что приводит к вариативности определения размеров указанных выплат. В ГБУЗ РК "Корткеросская ЦРБ" выявлены факты необоснованных выплат стимулирующего характера на сумму 581,8 тыс рублей.
6. Отмечаются различные подходы к формированию штатного расписания, в первую очередь персонала структурных подразделений, выполняющих административно-организационные функции (регистратура, колл-центр). В ГБУЗ РК "Сыктывкарская городская больница" и ГБУЗ РК "Сыктывдинская ЦРБ" количество немедицинского персонала (администраторов) по штатному расписанию видится избыточным.
7. Несмотря на обновление, возросла доля дорогостоящего оборудования, эксплуатируемого учреждениями здравоохранения более 10 лет (с 31,5% в 2021 году до 42,4% в 2023 году).
8. В 2021-2023 годах и в истекшем периоде 2024 года имелись проблемы с проведением отдельных видов диагностических исследований в сроки, установленные Программой государственных гарантий. Наибольшие проблемы возникают при записи на проведение КТ и МРТ. В числе причин большой очередности - как недостаточность высокотехнологичного оборудования и квалифицированных кадров для работы на таком оборудовании, так и механизм записи пациентов на исследования (при направлении в другие медицинские учреждения).
9. Проведенный анализ состояния имущественного комплекса учреждений здравоохранения свидетельствует о наличии отдельных зданий (помещений), не используемых на протяжении нескольких лет.
Так, в Сыктывдинской ЦРБ не используется часть помещений здания терапевтического отделения (круглосуточный стационар) площадью 653,0 кв м. В Корткеросской ЦРБ не используются 14 объектов недвижимого имущества общей площадью 2 432,7 кв м, что составляет 14,3% от общей площади зданий, имеющихся на балансе учреждения, указанные объекты находятся в неудовлетворительном (аварийном) состоянии.
Также по итогам проведенных обследований признаны аварийными и непригодными к эксплуатации, так как создают угрозу жизни и здоровью людей, здания врачебных амбулаторий Корткеросской ЦРБ в с. Богородск и п. Подтыбок со степенью износа 81%, в с. Нившера с общим износом здания 61% (при этом здания используются в настоящее время для оказания медицинской помощи).
10. Выявлены тенденции нерационального использования коечного фонда, что приводит к снижению экономической эффективности деятельности медорганизаций. Отмечается низкий уровень использования больничных коек в рамках реализации территориальной программы ОМС и перегруженность больничных коек, функционирующих за счет средств республиканского бюджета.
11. Объемы медицинской помощи по проведению профилактических медицинских осмотров, диспансеризации и диспансерному наблюдению в Республике Коми ежегодно не выполняются, в том числе в связи с низкой укомплектованностью кадрами (врачами терапевтического и педиатрического профиля, фельдшерами), что в свою очередь влияет на размер финансирования медицинских учреждений.
12. Рекомендации КСП Коми по итогам аудита направлены на снижение рисков нецелевого использования средств ОМС и рисков неисполнения мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медработников, приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования; на соблюдение установленных сроков проведения медицинских исследований; на продолжение работы по замене объектов здравоохранения, находящихся в аварийном состоянии, и др.
Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия направлен в Счетную палату РФ, главе Коми, в Госсовет Коми и ТФОМС РК.
Также в целях реализации рекомендаций КСП РК информационные письма направлены в Минздрав Коми и в медучреждения, где проходили проверки.
***Объектами проверки стали: Министерство здравоохранения РК, ТФОМС РК, ГБУЗ РК "Корткеросская ЦРБ", ГБУЗ РК "Сыктывдинская ЦРБ", ГБУЗ РК "Сыктывкарская городская больница"