Ежегодно 22 июня – в День памяти и скорби – у вечного огня в Сыктывкаре вместе с представителями общественных организаций и ветеранами на акцию "Свеча памяти" собираются и сотрудники УФСИН. Для Кирилла Шурганова это не просто традиция, но уже часть жизни. Более 17 лет младший инспектор отдела режима и надзора СИЗО-1 УФСИН занимается поисковой деятельностью, возвращая из небытия имена павших советских солдат и офицеров, сообщает пресс-служба УФСИН России по Республике Коми.
Участником патриотического движения Кирилл стал в 2007 году будучи студентом Сыктывкарского колледжа сервиса и связи.
"На базе образовательного учреждения есть поисковый отряд "Связь времен". Во время занятия по основам безопасности жизнедеятельности преподаватель рассказал нам об истории создания данного отряда, о том, как проходят поисковые экспедиции в районах бывших боевых действий периода Великой Отечественной войны, о важности и значении поисковой работы. Помню, как слушал, затаив дыхание, и в этот же день вступил в отряд", – делится Кирилл.
Но на свою первую Вахту Памяти новобранец отправился только спустя 8 месяцев. Перед отправкой на поиски предстояло пройти серьезную подготовку.
"С сентября по апрель два раза в неделю проходили занятия, нас обучали, как правильно работать на месте боев, что можно и что нельзя трогать, как вести себя с теми или иными предметами, оставшимися после Великой Отечественной войны (боеприпасы, стрелковое оружие и так далее), кроме того, все новички прошли обучение по оказанию первой доврачебной помощи".
Но вот это долгожданное время наступило. Вооружившись щупами, лопатами, картами и архивными документами Кирилл Шурганов в составе отряда "Связь времен" отправился в Старорусский район с. Новоселье.
"До Старой Руссы доехали на поезде, а уже до села Новоселье нас везли на Урале. Добирались двое суток. И вот в 5 утра – мы на месте, помню, что было холодно, моросил дождь. В первый день мы обустраивали лагерь: ставили палатки, делали бивак – место, где готовят пищу и по вечерам собираются, чтобы обсудить дальнейшие планы на день", – вспоминает сотрудник СИЗО-1.
Уже в первую экспедицию Кириллу Шурганову удалось найти солдата, лежавшего на глубине лишь в несколько сантиметров под землей, прикрытой сверху осенней листвой.
"Начал сантиметр за сантиметром снимать слои земли, проверяя их на предметы, пока не показались останки бойца, его личные вещи, обмундирование, котелок с фляжкой. Внутри меня переполняли чувства радости и гордости: вот он, мой первый солдат, которого по окончании экспедиции захоронят со всеми почестями. Очень надеялся, что удастся найти и медальон – личный опознавательный знак, но реальность такова, что их, как правило, нет. У солдат было поверие, что заполненный медальон – к плохому, поэтому они оставляли его пустым, – рассказал представитель УИС. – Но, в то же время, царапали на своих котелках, ложках свои имена, кто они, откуда, и именно по этим надписям можно выяснить их боевой путь и даже найти родственников".
К сожалению, выяснить, кем был найденный боец, Кириллу Шурганову тогда не удалось, он остался безымянным. Но поисковая деятельность с того момента стала важной частью жизни сотрудника ФКУ СИЗО-1, в дальнейшем были выезды в Мурманск и Великий Новгород.
"Считаю, очень важно – помнить и чтить павших в годы Великой Отечественной войны героев, отдавших свои жизни за наше мирное небо над головой".
Впрочем, как подчеркивает Кирилл, поисковая работа ведется не только на местности, где когда-то шли бои, но и в архивах, Интернете. Ведь часто информации, найденной в медальонах или на предметах солдат, мало, для того, чтобы определить, кто этот павший герой и откуда. Поэтому волонтеры ищут дополнительную информацию на специализированных поисковых ресурсах, например, в обобщённом электронном банке данных "Мемориал".