Новости Республики Коми | Комиинформ

Как Россия развивает проект Северного морского пути в условиях, когда Арктика становится всё более напряженной зоной

Как Россия развивает проект Северного морского пути в условиях, когда Арктика становится всё более напряженной зоной
Как Россия развивает проект Северного морского пути в условиях, когда Арктика становится всё более напряженной зоной
logo
Как Россия развивает проект Северного морского пути в условиях, когда Арктика становится всё более напряженной зоной
Фото Росатома

Как Россия развивает проект Северного морского пути в условиях, когда Арктика становится всё более напряженной зоной, где сталкиваются интересы различных стран, рассказал в интервью "Известиям" министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков. 

"Милитаризация Арктики — это деструктивная, но, к сожалению, очень реальная тенденция, которая связана в том числе с баллистикой. Нужно посмотреть на глобус, чтобы понять, с чем связана такая роль Арктики. Это попросту самый короткий путь не только для самолетов, но и для стратегических ракет. И как с советского времени это была зона особого внимания, так в сознании, во всех планах стратегических Арктика сохранилась такой зоной", - отметил А.Чекунов.

Но в связи с таянием льдов и развитием судоходства Россия в 36 раз увеличили перевозку грузов с 2012-го по 2023 год по Северному морскому пути. СМП привлекает к себе внимание всего мира, чему способствуют риски, значительно возросшие на традиционных путях — это Суэцкий канал, это Малаккский пролив, потенциальные угрозы в Индийско-Тихоокеанском регионе. И политика Соединенных Штатов, в частности, это дестабилизация региона, направлена на то, чтобы просто затруднить для России развитие этого проекта. В эту логику укладывается и расширение НАТО за счет двух околоарктических государств — Швеции и Финляндии.

"Также обращает внимание наращивание усилий в Арктике самими США и их союзниками, это их незаконные притязания на морской шельф. Несмотря на то что напрямую это не затрагивает территориальные интересы России, недавние односторонние декларации США по расширению их континентального шельфа просто расшатывают систему международного морского права. Речь идет о сотнях тысяч квадратных километров, которые они, в общем-то, если говорить не совсем литературно, отжали у Канады", - заявил министр.

При этом Россия остается наиболее продвинутой страной, которая способна организовывать навигацию, единственной страной, у которой собственный атомный ледокольный флот, передовой по тоннажу, по мощности, довольно молодой флот.

"Поэтому намеченные планы по развитию перевозок по Северному морскому пути, я уверен, мы достигнем, хотя это и не будет простым делом. Но стратегически, если в 2010-е годы мы говорили о единицах миллионов тонн, то сейчас, в 2020-е, мы говорим о десятках миллионов тонн по СМП: в прошлом году был рекорд — 36,5 млн т, в этом году, уверен, мы поставим новый. В 2030-е мы будем говорить о сотнях миллионов тонн: до 2030 года, я думаю, мы достигнем 100 млн т, и в 2030-е это уже будет 200 млн т", - заключил А.Чекунов.