Правительство продолжает создавать условия для бесперебойного обеспечения продуктами и товарами первой необходимости жителей Крайнего Севера и приравненных к нему местностей, сообщает пресс-служба российского кабмина. Утверждён перечень объектов, которые составят опорную сеть транспортно-логистической инфраструктуры северного завоза. Распоряжение об этом подписал председатель Правительства Михаил Мишустин.
В перечень вошли федеральные и местные автодороги, аэропорты, железнодорожные станции, морские и речные порты в 23 регионах страны. Это республики Алтай, Бурятия, Карелия, Коми, Саха (Якутия) и Тыва, Забайкальский, Камчатский, Красноярский, Пермский, Приморский и Хабаровский края, Амурская, Архангельская, Иркутская, Магаданская, Мурманская, Омская, Сахалинская и Тюменская области, а также Ненецкий, Ханты-Мансийский и Чукотский автономные округа.
От Республики Коми в документе значится одна автомобильная дорога общего пользования федерального значения "Вятка" Чебоксары - Йошкар-Ола - Киров - Сыктывкар (участок 503+462 до 787+739) и 35 автомобильных дорог общего пользования регионального
и межмуниципального значения: "Сыктывкар - Троицко-Печорск", "Ухта - Троицко-Печорск", "Айкино - Кослан от автомобильной дороги Вогваздино - Яренск", "Объячево - Читаево", "Подъезд к с. Чѐрныш от автомобильной дороги "Вятка", "Подъезд к пст Подзь", "Подъезд к с. Керес от автомобильной дороги Подъезд к с. Носим", "Подъезд к с. Носим от автомобильной дороги Сыктывкар - Троицко-Печорск", "Вогваздино - Яренск от автомобильной дороги Сыктывкар - Ухта - Печора - Усинск - Нарьян-Мар", "Подъезд к пст Мещура от автомобильной дороги Сыктывкар - Ухта - Печора - Усинск - Нарьян-Мар", "Подъезд к пст Митрофан-Дикост от автомобильной дороги Керки - Дутово", "Озерный - Приуральское от автомобильной дороги Железнодорожная станция "Кожва" - Озерный", "Железнодорожная станция "Кожва" - Озерный от автомобильной дороги Сыктывкар - Ухта - Печора - Усинск - Нарьян-Мар", "Подъезд к пгт Путеец от автомобильной дороги Канин - Печора", "Подъезд к пст Красный Яг", "Подъезд к г. Усинск от автомобильной дороги Сыктывкар - Ухта - Печора - Усинск - Нарьян-Мар", "Троицко-Печорск - Комсомольск - Якша от автомобильной дороги Ухта - Троицко-Печорск", "Подъезд к с. Покча от автомобильной дороги Подъезд к железнодорожной станции "Троицко-Печорск", "Подъезд к железнодорожной станции "Троицко-Печорск" от автомобильной дороги Ухта - Троицко-Печорск", "Подъезд к с. Усть-Илыч от автомобильной дороги Троицко-Печорск - Комсомольск - Якша", "Подъезд к пст Мылва от автомобильной дороги Троицко-Печорск - Комсомольск - Якша", "Усогорск - Благоево - Чупрово", "Кослан - Большая Пысса - Латьюга - Зубово", "Подъезд к с. Ижма", "Подъезд к пст Щельяюр от автомобильной дороги Ираѐль - Ижма - Усть-Цильма - Нарьян-Мар", "Усогорск - Буткан от автомобильной дороги Усогорск - Глотово", "Керки - Дутово от автомобильной дороги Сыктывкар - Ухта - Печора - Усинск - Нарьян-Мар", "Левобережный подход к р. Печора", "Правобережный подход к р. Печора", "пст Митрофан-Дикост", "Подъезд к г. Вуктыл от автомобильной дороги Правобережный подход к р. Печора", "Подъезд к с. Усть-Цильма от автомобильной дороги Ираѐль - Ижма - Усть-Цильма - Нарьян-Мар", "Сыктывкар - Ухта - Печора - Усинск - Нарьян-Мар", "Сыктывкар - Кудымкар" и "Занулье - Матвеевская - Гарь - Коржинский".
А также 41 железнодорожная станция: Вежайка, Вездино, Ветласян, Вис, Вожская, Воркута, Едва, Елецкая, Инта II, Инта I, Иоссер, Ираель, Каджером, Керки, Княжпогост, Кожва I, Кожым, Койты, Кослан, Мадмас, Малая Пера, Межег, Микунь, Мозындор, Печора, Печора (перев.), Пожня, Селэгвож, Синдор, Сосногорск, Сивая Маска, Сыктывкар, Сыня, Тобысь, Уса, Усва, Усинск, Усть-Вымь, Ухта, Чикшино и Чиньяворык Северной железной дороги.
В дальнейшем этот перечень планируется дополнить новыми объектами по мере поступления согласованных предложений регионов и заинтересованных федеральных органов исполнительной власти.
Также готовится к подписанию постановление об утверждении правил специальной маркировки грузов первой и второй категорий, что позволит их идентифицировать и обеспечить их доставку в приоритетном порядке в районы Крайнего Севера и приравненные к ним территории. Речь идёт о грузах с продовольствием, нефтепродуктами и другими жизненно важными товарами.
Северный завоз – комплекс мероприятий и финансовых механизмов по регулярному и бесперебойному снабжению основными жизненно важными товарами территорий, относящихся к районам Крайнего Севера, а также приравненным к ним местностям. Доставка грузов на территории северного завоза сопряжена с рядом ограничений в условиях сложного климата. Завоз товаров осуществляется воздушным, речным и морским транспортом, в том числе по акватории Северного морского пути.
Работа по донастройке механизма северного завоза ведётся по поручению президента. В апреле 2022 года на совещании по вопросам развития Арктики глава государства назвал организацию северного завоза задачей особой важности, уточнив, что товары для жителей районов Крайнего Севера и приравненных к ним территорий следует поставлять по графику и без сбоев. В августе 2023 года Президентом был подписан закон, создающий правовые и организационные основы северного завоза.
В конце 2023 года Правительство утвердило перечень территорий Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, куда при поддержке государства будут доставляться грузы с продовольствием, нефтепродуктами и другими жизненно важными товарами, а также перечень грузов для приоритетных поставок в рамках северного завоза.
Также было принято постановление, наделяющее Минвостокразвития полномочиями по осуществлению функций федерального координатора северного завоза, в том числе по его мониторингу, утверждению маршрута и графика движения судов в рамках регулярных каботажных перевозок грузов северного завоза между морскими портами, координации деятельности органов власти в этой сфере.