В 2024-2025 учебном году Сыктывкарский автомеханический техникум по программе профессионального образования планирует набрать 50 человек на бюджетные места по программе "Эксплуатация беспилотных авиационных систем".
Об этом рассказала директор САТ Ирина Юрецкая на совещании комитетов Госсовета Республики Коми и Совета лесного образовательного кластера РК, которое провела вице-спикер регионального парламента Валентина Жиделева.
По информации И.Юрецкой, сейчас в техникуме готовят группу из 25 операторов БПЛА на бюджетной основе, столько же - на платной. Таким образом, в новом учебном году количество бюджетных мест увеличится вдвое.
"Центр по подготовке операторов беспилотных средств открылся 2 октября 2023 года в рамках указа президента России. Главная цель обучения - подготовка специалистов для всех отраслей экономики Коми, мы делаем упор на обеспечение лесной и газонфтяной отраслей, а также потребности МЧС и МВД", - пояснила И.Юрецкая.
Выступающая отметила, что на базе основного профессионального образования операторы БПЛА должны отучиться 3 года 10 месяцев. Первокурсники изучают дисциплины основного среднего образования, а со второго начнутся спецпредметы и практика.
Финансирование центра подготовки операторов беспилотных аппаратов обошлось в 12,5 млн рублей. Основную часть затрат составили закупка учебно-производственного и лабораторного оборудования, программного обеспечения, а также повышение квалификации сотрудников САТ.
Для реализации образовательной программы используются два учебных кабинета, спортивный зал - как площадь для отработки полетов в закрытом пространстве, а также автодром - для полетов в режиме реального времени на открытой местности.
По словам директора САТ, средняя стоимость БПЛА для обучения одного специалиста составляет 350-400 тыс. рублей. Для студентов на базе техникума доступны 30 БПЛА самолетного вида и 22 квадрокоптера.
Теоретические знания будущим операторам БПЛА дает действующий пилот, инструктор тренажерных устройств также представитель одной из авиакомпаний. Еще четыре штатных преподавателя САТ прошли программу обучения специальных предметов.
"Операторов учат не только дистанционному пилотированию самолетных, вертолетных и смешанных типов БПЛА, но и эксплуатации, а также ремонту техники. Высокая стоимость технического оборудования и производства БПЛА требует сохранения аппаратов, поэтому обучающиеся оттачивают навыки управления на виртуальных симуляторах и только потом уже переходят к работе с реальными беспилотниками", - поделилась И.Юрецкая.
Кроме того, директор образовательной организации озвучила и другие проблемные моменты, среди которых отсутствие отечественных компонентов и программного обеспечения для БПЛА. Импортозамещение сегодня работает на уровне общественных организаций, которые занимаются изготовлением беспилотников.
"Сегодня есть люди, желающие получить специальность оператора БПЛА для военной отрасли и нужд специальной военной операции, но возникает вопрос финансирования - люди хотят образование за чей-то счет", - констатировала выступающая.
Еще одним сложным моментом стало недостаточное количество специалистов, умеющих управлять БПЛА и готовить операторов нового поколения. Также не всегда получается найти договоренности с предприятиями для прохождения студентами производственной практики.
Тем не менее, на встрече было отмечено, что беспилотные летательные аппараты имеют потенциал для экономики, поэтому развитие этого направления очевидно.