- Евгений Витальевич, у Избиркома республики достаточно времени для подготовки к муниципальным выборам?
- Хотелось бы так думать, но на деле все не совсем так. Мы оказались в цейтноте. Закон ведь четко прописывает конкретные сроки, действия, которые в регионах, на уровне местных властей должны быть предприняты. Так вот, оказывается, что по некоторым параметрам мы даже запаздываем. Например, очень четко прописана задача, что в этом году должен состояться наш республиканский закон об уровнях и границах муниципалитетов в Коми. Если такой закон осенью будет принят, сразу возникает вопрос: кто, в какой мере будет осуществлять мероприятия, которые дальше прописаны в этом же законе, для формирования структур местного самоуправления, кто обеспечит подготовительную работу? Закон определяет, что все это - задача органов власти субъектов федерации, то есть Главы, Правительства, Госсовета республики. Но сами по себе они технологией заниматься, видимо, не будут.
Если техническая сторона будет передана Избиркому, какая нагрузка ляжет на ваши плечи?
- Посудите сами: если депутаты остановятся на варианте, что в Коми, допустим, будет сформировано 150 муниципалитетов, в каждой из этих будущих структур нужно будет формировать избирательные комиссии. Поэтому для Избиркома сегодня как никогда важно определиться, сколько таких муниципалитетов в регионе может быть - 20, 150, 250? Это - разный порядок цифр, что для нас принципиально. Ведь в каждой муниципальной комиссии должно работать от 5 до 10 человек. Проще говоря, надо подобрать полторы тысячи кандидатур.
Теперь сроки. В законе сказано, что выборы должны состояться во второй половине 2005 года, а точнее - до 1 ноября. Но, в частности, председатель Госсовета Коми Иван Кулаков недавно заявил, что эти выборы пройдут в марте 2005 года. Сейчас лето пройдет - останется фактически до них полгода. А у нас кампания занимает обычно от 75 до 100 дней. Что нужно успеть? Усвоить положения законов, подобрать кадры, непосредственно организовать выборы. Конечно, закон говорит, что если границы муниципалитета остаются незыблемыми, а численный состав населения меняется не более чем на 10 процентов, то выборы до 2006 года там не проводятся. Но пример Эжвы и Сыктывкара показывает, что и здесь могут быть изменения.
- По поводу "эжвинской" проблемы. Как раз сейчас Сыктывкар готовит референдум, который может развернуть ситуацию на 180 градусов…
- Если есть инициатива референдума, а она есть, в законодательстве все четко и предметно прописано, с указанием сроков, исполнителей. Здесь технических сложностей нет. Инициативные группы прошли регистрацию, получили удостоверения, сейчас занимаются сбором подписей. Если получат необходимое количество - внесут в городскую комиссию. Время есть, в июле-августе совет города сможет рассмотреть вопрос о назначении референдума. Не исключено, что, в сентябре-октябре он состоится. Я не вправе комментировать столь щекотливый "эжвинский" вопрос. По поводу референдума только скажу, что, на мой взгляд, есть основания для сомнений в его правовой чистоте, в формулировке вопросов.
- Готово ли общество сегодня к изменению выборной системы на федеральном уровне? Стоит ли переходить на голосование исключительно по партийным спискам?
- Сегодня в России 47 партий, но они настолько размыты, что вряд ли кто-то может сказать, в чем разница их программных установок, платформ. Политическая организация общества сегодня еще не получила завершенной структуры. Это не позволяет людям делать осознанный выбор в пользу той или иной партии.
Второе, что меня настораживает, - есть множество вариантов выборов по спискам! Существуют системы открытых и закрытых списков. Сейчас нам в бюллетенях предлагается набор персоналий, и избиратели голосуют за них "комплектом". Открытые списки предполагают, что надо определиться в рамках этого перечня, кому из лидеров отдать предпочтение. Но к такому варианту сегодня наши люди тем более не готовы! Взять Коми. У всех на слуху в "Единой России" Анатолий Каракчиев. Ну, а кроме него кто олицетворяет наше региональное отделение? Я не могу сказать сразу. КПРФ? Есть лидер - Мусинов, есть молодой лидер - Скроцкий, а кто еще? Так как же выбрать из тех, кого партии предложат рядовым избирателям?
- Предлагают по одномандатной системе избирать Совет Федерации…
- С 1993 года мы избирали Совет Федерации. В 1995 году он стал формироваться на основе личной унии руководителей субъектов федерации. В 2001 году опять порядок изменился. Не слишком ли часто мы хотим что-то менять? Вообще, мне кажется, что прямые выборы в верхнюю палату парламента объективно не лучший выход. Мы и так находимся в ситуации постоянных выборов - региональные, Госдума, Президент, губернаторы. Бедное население, бедный бюджет…
- В чем же логика предлагаемых изменений в выборном законодательстве?
- Они назрели, но не вызрели в том облике, который был бы оптимален. Думаю, никого просто не устраивает та картина, которая сложилась в Совете Федерации. Слишком просто сенаторов назначать и заменять. Губернатор может выразить недовольство - и отозвать представителя субъекта федерации. Слишком легко! Там очень ответственная должность, напряженная работа, нужна стабильность.
- Избирком Коми работает в новом составе ровно год. Насколько оправдал он ваши ожидания?
- Хорошо, что год прошел в сплошных выборах, мне и комиссии удалось пропустить через себя все избирательные технологии. Прошли кампании всех уровней, что дало нам огромный опыт. Ведь 90 процентов состава комиссии - новые для меня люди, и я признателен им, что они работали с желанием достичь результатов. В эмоциональном плане сложнее всего была кампания в Госдуму, здесь наиболее выпукло проявила себя поляризация политических сил, встречались в значительном объеме черные пиаровские технологии. Президентская кампания, напротив, шла как по накатанной. Были, конечно, ситуации на грани эмоциональных всплесков. Но приятно, что мы не выискивали "блошек", а работали монолитно. Ни одно решение комиссии не было изменено, подвергнуто сомнениям по принципиальным вещам. К следующему циклу мы идем с набитой рукой.
Беседовал Константин БОБРОВ, "Комиинформ".