Развитие инфраструктуры для оплаты картами, повышение популярности альтернативных платежных инструментов, предоставление сервиса "наличные на кассе" в сельской местности и на отдаленных, малонаселенных и труднодоступных территориях Республики Коми обсудили на заседании межведомственной рабочей группы по повышению доступности финансовых услуг в Отделении Банка России по Республике Коми.
В совещании приняли участие руководители и эксперты региональных министерств и ведомств, управления федеральной почтовой связи, банков и операторов связи.
По словам управляющего Отделением Банка России по Республике Коми Глеба Чиркова, за последний год доступность финансовых услуг в регионе улучшилась в 37 населенных пунктах. Это произошло благодаря расширению покрытия и улучшению качества интернета, а также развитию точек банковского обслуживания.
"В республике продолжает развиваться платежная инфраструктура. Так, за первое полугодие 2023 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 5,7% выросло количество электронных терминалов в организациях торговли и услуг. Теперь их насчитывается более 21,5 тысяч", – отметил Глеб Чирков.
В тех населенных пунктах, где нет банкоматов, у жителей появляется возможность снять наличные с карты в магазине одновременно с покупкой. Этот сервис называется "наличные на кассе". В Коми эту услугу предоставляют 179 торговых точек.
Вместе с тем почти в 9% населенных пунктов на отдаленных, малонаселенных и труднодоступных территориях республики с численностью от 50 человек инфраструктура финансовых услуг развита недостаточно.
Участники заседания отметили, что такие населенные пункты должны находиться в зоне повышенного внимания при реализации планов цифрового развития региона и банковского обслуживания.
На встрече были определены следующие шаги повышения финансовой доступности в отдаленных населенных пунктах региона. Это дальнейшая работа с бизнесом по внедрению сервиса "наличные на кассе" в тех в селах и поселках, где нет офисов банков и банкоматов, а также расширение использования Системы быстрых платежей предпринимателями региона. Решению проблемы финансовой доступности также будет способствовать внедрение банковских мобильных офисов на отдаленных и малонаселенных территориях. Такие "банки на колесах" предлагают населению основной набор банковских услуг.
Развитие инфраструктуры предоставления финансовых услуг в сельской местности и на отдаленных территориях республики будет одновременно сопровождаться просветительскими мероприятиями по повышению финансовой грамотности, что позволит сельчанам разобраться в финансовых услугах и новых способах приема платежей.