Предпремьерный показ российского балета "Крик" в Сыктывкаре ошеломил первых зрителей. Большое впечатление постановка оставила и у тех, кто пришел в Театр оперы и балета Коми впервые.
"Комиинформ" побывал на генеральном прогоне балета и выяснил, почему эту работу Андрея Меркурьева можно назвать окном в 21 век, и как наравне с главным героем на сцене царствуют световые технологии.
Напомним, российская премьера балета "Крик" к 100-летию русского мыслителя Александра Зиновьева состоится в Сыктывкаре 28 и 29 октября. На сцену выйдут два приглашенных артиста из Москвы: Евгений Жуков и Александр Селезнев.
Для хореографа с мировым именем, главного балетмейстера театра оперы и балета, уроженца Коми Андрея Меркурьева "Крик" стал дебютом. В романе "Иди на Голгофу" классика русской литературы, летчика-штурмовика, которого изгнали из СССР, и который вернулся в Россию, Меркурьев увидел себя.
А супруга А.Зиновьева Ольга Зиновьева увидела в Меркурьеве главного героя романа — Ивана Лаптева. Меркурьев был адекватной, сложной, ярко выраженной в русском плане фигурой.
Этот тандем основал международную группу, которая работала в Европе, чтобы премьера состоялась в Сыктывкаре.
О.Зиновьева рассказала, почему город посягнул на такую работу и посоветовала никогда не называть академический театр оперы и балета Коми провинциальным. Искусство не терпит понятие "региональный", если оно состоялось. Надежа Павлова блистала в Перми.
Супруга философа познакомилась с А.Меркурьевым, когда он царствовал на сцене Большого театра Москвы. Он выбивался из всех контекстов. Поэтому у него и получилась уникальная, феноменальная постановка "Крик".
"Это шедевр нового русского балета, это гордость России 21 века, и он должен пройти на сцене Большого театра, - рассказала О.Зиновьева. - Нам помогло столетие Александра Александровича. Мы выиграли президентский грант. Это очень сложная процедура. И балет стал знаковым в череде роскошных концертов".
На предпремьерном показе О.Зиновьева плакала, а увиденное ее потрясло. В балете, который уже показывали в Одессе в 2014 году и который специально заново ставили для Сыктывкара, появился новый герой — свет. Это феноменальная находка, потому что свет выступает как отдельная фигура, выразительная фигура, которая рассказывает очень много и высвечивает героев. Балет в Сыктывкаре — это новое явление, считает О.Зиновьева.
Художником-постановщиком и сценографом спектакля выступил знаменитый российский модельер Игорь Чапурин, который нашел великолепное решение костюмов. Они лёгкие и очень выразительные, поэтому помогают танцорам высказываться.
В целом О.Зиновьева увидела в балете массу находок. А.Меркурьев показал плеяду мужских ролей, дал слово высказаться мужчине в силу его таланта, яркости и выразительности.
"Это гениально. Я вас поздравляю, ваш театр, ваша республика вошла в историю".
Московский художник по свету Сергей Шевченко рассказал "Комиинформу", что визуальная форма спектакля — это тандем многих составляющих: звука, света, видео, эффектов. Главное, чтобы это не только соответствовало настроению, но и действовало на сцене. Иногда надо изобразить радостные моменты в жизни героя, иногда одиночество. Все, что свойственно героям, нужно показать зрителю, помочь восприятию.
Все это делается с применением технологий, которые имеются в Театре оперы и балета Коми.
С.Шевченко смотрел предыдущую версию балета, которая была поставлена в Одессе. Ранее Шевченко и Меркурьев вместе делали балетные гала-концерты, его творческие вечера в Москве, поэтому понимание они нашли сразу.
"Когда мне предложили принять участие в постановке в Сыктывкаре, я понимал, что это будет новая версия. Когда я приехал в Коми, пообщался с коллективом театра, я понял, что визуальная форма будет действительно другая, с применением технологий. Время поменялось, у людей взгляд уже другой, и театр другой. Если в плане концепции балет не меняется, смысл, идеи остаются, то меняется форма. И она может быть более жесткой, более локальной, динамичнее, контрастнее, злее — и мы до сих пор в процессе! Мы как нормальные художники никогда не будем готовы на 100%".