1 сентября старшеклассники получат новые учебники истории – труд десятка профессионалов, результат объединения и доработки двух лучших линеек, как говорят они сами. Новый госучебник создавался с учётом современных технологий (электронная версия, QR-коды, ведущие на архивы, документы, сайты музеев и органов власти, фильмы, книги). Это существенно облегчит работу учащихся по поиску первоисточников тех или иных фактов, вдохновит на более глубокое погружение, самообразование.
Цель учебника – научить думать, анализировать, делать выводы. Что никто и ничто не замалчивается, не обеляется и не очерняется. Акценты "хорошо-плохо" расставляет ученик и учитель. В содержательной части впервые госучебник уходит от европоцентризма, отныне уделяя повышенное внимание истории стран Азии и Африки.
В этой связи критика, с которой столкнулся новый учебник, в первую очередь со стороны всевозможных релокантов и иноагентов, вряд ли является обоснованной, считают авторы. Можно сказать, что впервые учебник отражает позицию России по актуальным событиям современности: расширению НАТО на Восток, причинам обострения отношений России и США, обстоятельствам возникновения Гражданской войны на территории Украины и начала Специальной военной операции.
По мнению члена Научного совета РВИО и авторского коллектива единого госучебника по истории Юрия Никифорова, избирательная критика носит политический характер, потому что сосредоточена исключительно на содержании учебника "Истории России" для 11 класса (1945-2022, включая раздел об СВО), при полном игнорировании содержания и самого факта существования учебников по "Всеобщей истории" (10-11 кл) и учебника по истории России для 10 класса (1914-1945). Между тем все они составляют единый Учебно-методический комплекс. Авторами реализована идея о синхронизации курсов отечественной и мировой истории в рамках единого школьного предмета "История".
Особенно показательна в этом плане статья А.Колесникова в "New Times": он пеняет авторам учебника, что они не написали, что послевоенные гос.займы были "грабежом населения"; не обвинили "колхозную систему" в трудностях с продовольствием в послевоенный период; не назвали диссидентов "подлинными героями нации, ее совестью"; не нашли "добрых слов" в адрес "основателя государства" Ельцина и его помощника Е.Гайдара; и т.п.
"Считать подобные претензии к содержанию учебника сколько-нибудь добросовестными нельзя. Учитывая, что они рассчитаны главным образом на некомпетентную аудиторию и излагаются в надрывно-эмоциональном ключе, их единственное назначение – служить инструментом психо-эмоционального воздействия на граждан России, формирование негативного отношения к учебнику и – опосредованно – к образовательной политике Российского государства. Ну а объективную оценку новому госучебнику могут дать педагоги", – заключил Никифоров.
Не менее важно отметить, что впервые после 1991 года права на госучебник принадлежат государству в лице Минпросвещения (а не издательствам, как это было ранее), а использование твердых обложек и сшивки страниц позволит увеличить срок использования учебников в 3 раза.