Уже несколько лет в России существует возможность оформления прав собственности на недвижимость онлайн. Это экономит время, силы, а если недвижимость находится в другом городе - еще и существенно сокращает расходы.
Раньше существовал только один способ регистрации — прийти в отделение Росреестра или МФЦ "Мои документы", подать пакет документов и примерно через неделю получить его обратно. Сейчас личное присутствие необязательно, документы можно подать в электронном виде самому, загрузив их на сайт Росреестра. Ещё это можно сделать через банк или нотариуса.
По данным федеральных СМИ, Росреестр проводит сделки в электронном виде с 2015 года. Тогда это были первые шаги, и заключенные таким образом договоры исчислялись лишь десятками. Прорывным стал 2016-й, когда к цифровому документообороту присоединился первый банк и стал проводить подачу документов через интернет-сервисы.
Сейчас практически все кредитные организации перешли на такой тип работы. Заявителю нужно обратиться лишь в одно банковское окно. При этом неважно, берет ли клиент ипотеку или хочет совершить сделку с недвижимостью за собственные средства. Менеджер банка сам отправит документы в Росреестр в электронном виде, и ведомство заберет их в работу. Договор-основание и выписка из ЕГРН с электронной отметкой о госрегистрации поступят в личный кабинет клиента.
Главный козырь электронной регистрации — быстрое оформление. Обычно от подачи документов до получения регистрации проходит от нескольких часов до четырех рабочих дней. Для сравнения: в МФЦ бумажный процесс может занять семь–девять дней.
Специалисты по работе с недвижимостью сыктывкарской компании-застройщика "СКАТ" рассказали, что популярность электронной сделки растет. Если в мае 2022 года на электронные сделки приходилось 63%, а остальные — через МФЦ или Кадастровую палату, то в мае 2023-го электронными сделками воспользовалось 76 % клиентов.
"Электронная сделка — это очень удобный сервис, в котором множество плюсов: существенная экономия времени; возможность проводить сделки во время ограничений, например, вызванных пандемией; отсутствие необходимости выезжать в другой город для совершения сделки; отработанные и безопасные способы оформления сделки под контролем банка", — отметили представители застройщика.
Соответственно количество ипотечных и неипотечных сделок с электронной регистрацией набирает обороты и в банках. Так, по данным Домклик, в Сбербанке более 80% ипотечных сделок проходят "Сервис электронной регистрации" и 70% "Сервис безопасных расчетов".
Также эксперты выяснили, что ранее 2,3 миллиона клиентов Домклик уже воспользовались сервисом "Электронная регистрация" для сделок без использования ипотеки, 86% из которых также выбрали услугу "Безопасные расчеты". С учётом такой популярности этих услуг Домклик решил усовершенствовать их и объединить в одну. Для этого он запустил новый сервис "Регистрация и расчёты", который поможет участникам сделки зарегистрировать своё жильё в Росреестре, безопасно провести расчёты друг с другом — и при этом сэкономить. Это обойдется почти в три раза дешевле, чем при заказе двух услуг. За первый месяц с момента запуска уже более 1 000 раз жители СЗФО воспользовались новым сервисом.
Эта услуга значительно упростит сделки с землей и жильем на вторичном рынке, в том числе для жителей Республики Коми. Сервис доступен при покупке и продаже недвижимости на вторичном рынке за свои средства, без ипотеки.
Введение электронного формата сделок по недвижимости сокращает время клиента на регистрацию и оформление документов, позволят проводить ему операции с разных точек страны без привязки к месту нахождения объекта. Цифровой прогресс привнес совершенный и защищенный от "бумажных" ошибок документооборот. С каждым днем этот инструмент осваивают все больше участников рынка недвижимости, отмечая, что электронные документы являются большим шагом к цифровизации.