Если поломка гаджета произошла по истечению срока гарантии, то решение о замене или ремонте остается за потребителем. При этом самостоятельный ремонт может иметь последствия и привести к более серьезной поломке. Поэтому лучше все же обратиться к мастеру. Но куда — в палатку бытовых услуг или в сервисный центр (СЦ)?
Ремонт в палатке VS сервисный центр: риски и ответственность
Если вам нужно заменить батарейку или западающую кнопку, то частный мастер справится с задачей в два счета. Но лучше заранее узнать о качестве ремонта от других клиентов.
Если же возникли серьезные проблемы, эксперты Центра цифровой безопасности Роскачества рекомендуют обратиться в авторизованные сервисные центры, выбранные производителем для обслуживания его изделия. В этом случае весь процесс будет регулироваться Законом РФ "О защите прав потребителей", и исполнители ремонта понесут ответственность за некачественное оказанных услуг, включая штрафы, неустойки вплоть до компенсации морального вреда. Однако в случае обращения к "частнику" будет сложнее привлечь его к ответственности. Кроме того, в официальном сервисном центре предложат оригинальные запчасти.
Сергей Кузьменко, руководитель направления информационной безопасности Центра цифровой экспертизы Роскачества: "Утопленные, залитые и механически поврежденные гаджеты имеет смысл восстановить только для копирования ценной информации, а потом лучше заменить, так как даже после ремонта они могут проработать недолго. В случае решения самостоятельно исправить проблему с программным обеспечением, максимум, что вы можете — попробовать переустановить операционную систему или сделать сброс настроек. Кстати, именно на случай неожиданной поломки рекомендуем использовать резервное копирование данных — в облако или на внешний носитель (SSD - или флэш-карта)".
Олеся Петровская, Старший менеджер сервисной службы сети магазинов аудиотехники Dr.Head: "Если ремонт старого аппарата будет составлять более 40-50% от стоимости нового с примерно идентичными характеристиками, то есть смысл купить новое устройство. При покупке мобильных устройств с относительно небольшим сроком службы есть смысл оформить расширенную гарантию на несколько лет. Такая гарантия обойдется примерно в 20% от стоимости устройства, а заменить со временем аккумулятор телефона может стоить гораздо больше. Только нужно внимательно ознакомиться с условиями расширенной гарантии: в каких случаях она действует, каков срок ремонта и есть ли ограничения по количеству обращений и стоимости самого ремонта".
В случае, если вы купили технику, но обнаружили заводскую неисправность позже, когда гарантийный срок уже истек, то вы вправе предъявить продавцу (изготовителю) требования, если докажете, что недостатки товара возникли до его передачи вам. Например, если проведете независимую экспертизу за свой счет.
Отметим, что проверка качества товара (например, в момент обращения потребителя с неисправным устройством) производится бесплатно силами продавца, изготовителя, импортера или авторизованного СЦ, а экспертиза – сторонней организацией, независимой ни от потребителя, ни от вышеуказанных лиц, и процедура эта платная.
Ремонт и параллельный импорт
Если производитель техники ушел с рынка РФ, как продавец должен предоставлять сервис по ремонту и обслуживанию приобретенных гаджетов этой фирмы?
Игорь Поздняков, заместитель начальника отдела Роскачества по защите прав потребителей: "Закон "О защите прав потребителей" не раскрывает подробностей, каким образом продавец должен предоставить сервис по гарантийному ремонту – говорится лишь об обязанности продавца устранить возникшие недостатки товара (ст. 20). На практике магазины обычно заключают договоры с сервисными центрами, где и ремонтируется техника".
Это важно знать:
- Покупая технику, проверяйте, чтобы срок службы был указан в документах. Если эта информация отсутствует, то изготовитель обязан обеспечить возможность ремонта и технического обслуживания товара в течение 10 лет с момента покупки (ст. 6 Закона "О защите прав потребителей").
- Если вы обнаружите существенный недостаток в любой момент срока службы изделия, то имеете право предъявить требование о ремонте непосредственно производителю или импортеру товара (но не магазину). У них есть 20 дней, чтобы удовлетворить ваше требование. При этом доказать, что недостаток производственный, вы должны будете сами посредством экспертизы. Ее стоимость при удачном завершении дела оплатит импортер или производитель (п. 6 ст. 19 Закона "О защите прав потребителей").