В преддверии весны и появления на улицах и тротуарах российских городов электросамокатов, моноколес и гироскуторов эксперты "Росгосстраха" проанализировали типичные страховые случаи с этим средствами индивидуальной мобильности (СИМ).
Судя по количеству происшествий, скорость, с которой СИМ набирают популярность у жителей российских городов, пока серьезно обгоняет рост осознания того, что управление этими простыми транспортными средствами требует быстрой реакции, тренировки баланса, а также соблюдения норм безопасности для себя и окружающих.
Впрочем, в марте этого года использование СИМ было, наконец, регламентировано — и теперь эти не зарегистрированные в ГИБДД транспортные средства также должны соблюдать определенные требования, закрепленные в том числе в Правилах дорожного движения. Как правильно поступать в случае столкновения тем, кто управляет СИМ, и пострадавшим от действий самокатчиков, рассказали в "Росгосстрахе".
Столкновение на тротуаре — теперь тоже ДТП
В случае, если произошло столкновение СИМ и пешехода на тротуаре, рекомендуемый порядок действий должен быть следующим, поясняет начальник управления методологии Блока "Урегулирование убытков" ПАО СК "Росгосстрах" Алексей Бондарев. Во-первых, надо обязательно вызывать на место происшествия сотрудников ГИБДД — ведь тротуар по ПДД считается частью дороги. И если пострадавший хочет получить возмещение ущерба с виновника, необходимо зафиксировать факт дорожного происшествия, какой ущерб причинен человеку, какое имущество было повреждено. В документах, которые будут оформлять представители дорожной инспекции, должны быть зафиксированы все обстоятельства ДТП и указано, какой ущерб нанесен лицом, управлявшим СИМ. В них также будут зафиксированы и адреса регистрации участников столкновения — это важно для урегулирования споров. Если были получены телесные повреждения, необходимо зафиксировать эти травмы в медучреждении. Все это позволит впоследствии в досудебном или судебном порядке урегулировать материальные претензии к виновнику происшествия.
На ОСАГО надейся, но сам не плошай
В случае столкновения СИМ с автомобилем или другим транспортным средством на проезжей части также надо вызывать сотрудников ГИБДД: и если в ДТП виноват управляющий электросамокатом, и если виновником является водитель ТС, нарушивший правила дорожного движения.
По словам Алексея Бондарева во втором случае пострадавший может рассчитывать на возмещение по ОСАГО в страховой компании виновника. Таких страховых событий в практике "Росгосстраха" было уже немало, но пока выплаты по "автогражданке" владельцам электросамокатов в количественном выражении уступают возмещению собственникам других незарегистрированных в ГИБДД средств передвижения. Например, в прошлом году лишь 10% заявлений на выплаты по ОСАГО пришлись на электросамокаты, 57,5% — это обращения от велосипедистов, пострадавших от клиентов страховщика, еще 32,5% — от владельцев мопедов с небольшим объемом двигателя.
Если же в происшествии подтверждена вина управлявшего самокатом человека, то ему никакая компенсация не полагается. А вот водитель поврежденного автомобиля может требовать возмещение с управлявшего самокатом. Причем, если у автомобилиста есть полис добровольного страхования каско, то все заботы на урегулирование лягут на страховую компанию. При этом, согласно Гражданскому кодексу, страховщик впоследствии может в порядке регресса потребовать у виновного в ДТП возместить ущерб в объеме, выплаченном пострадавшему.