Эксперты "Открытие Авто" (блок автобизнеса банка "Открытие") проанализировали, как изменялись средние цены на наиболее востребованные машины с пробегом в течение всего 2022 года. Оценка проводилась на основе данных компании Haraba на рынке Москвы и Подмосковья, самом крупном в России по продажам подержанных автомобилей. В декабре три четверти из наиболее востребованных автомобилей с пробегом снизили ценники, а 11 из 20 самых популярных машин подешевели по сравнению с началом года. Сильнее других (на 6-8%) ценники уменьшили продавцы баварских седанов 3-серии и кроссоверов BMW X5. В то же время владельцы вседорожников Toyota, а также паркетников Kia Sportage продолжали просить за свои машины на 10-15% больше.
Колебания цен на рынке автомобилей с побегом в прошедшем году в большой степени зависело не столько от привычных факторов - количества представленного товара, спроса и сроков его продажи, сколько от панических настроений на рынке, которые проявились как на фоне начала "военной спецоперации", так и после объявления о мобилизации. Большинство автовладельцев могли внепланово снимать объявления с классифайдов, экстренно поднимали цены до заоблачных высот, аврально пытались продать машину в связи с эмиграцией. Так или иначе, но с течением времени, не сумев реализовать товар по высоким ценам, свои ожидания от прибыли по сделке многим пришлось скорректировать. Однако на рынке автомобилей с пробегом в целом этот процесс стал заметен лишь ближе к концу осени и набрал обороты в декабре.
Так, 75% автомобилей из выбранных нами топ-20 наиболее востребованных на вторичном рынке в декабре подешевели. А для 11 из них итоговые средние ценники оказались даже ниже, чем в январе 2022 года, то есть до начала массового "бурления" рынка.
Среди машин, которые по итогам года "отскочили" в цене заметнее других, оказались прежде всего модели BMW. За седаны 3-серии, которые продавались за 3,77 миллиона, стали просить на 308 тысяч рублей (-8,2%) меньше. "Бумер" X5 подешевел на 6,4% (или на полмиллиона рублей), а бизнес-класс BMW 5-серии на 5,2% (или 235 тысячи рублей). В число автомобилей, которые в декабре можно было купить дешевле, чем в начале года, также вошли Nissan X-Trail (-5,3%), Skoda Octavia (-4,6%), Volkswagen Tiguan (-2%), Mercedes-Benz E (-1,8%) и две модели Lada – Granta (-2,6%) и Niva Legend (-1,2%).
В то же время в наш список попали автомобили, цена на которые почти не уменьшилась или выросла в пределах 1-4%. Их шесть. Это четыре седана B-класса - Hyundai Solaris, Kia Rio, Volkswagen Polo и Lada Vesta. Надо заметить, что в ноябре большая часть этих малолитражек стоила в среднем на 40-80 тысяч рублей дороже, что для покупателей таких машин довольно ощутимая сумма. В этом же диапазоне нашли себя еще два недавно самых популярных компактных кроссовера России – Renault Duster (1,43 миллиона; -0,7%) и Hyundai Creta (1,67 миллиона; +1,2%). Запасы по обоим паркетникам, которые еще ни разу не выходили на вторичный рынок, исчисляются сотнями тысяч штук. Тем не менее владельцы едва ли будут спешить от них избавляться из-за отсутствия равнозначной по деньгам альтернативы.
И наконец, в число редких машин нашего рынка, которые так и не вернулись в докризисные ценовые рамки начала года, попали три а/м Toyota - Land Cruiser Prado, RAV-4 и Camry (рост 6,6-12,7%), а также паркетник Kia Sportage (+15,7%).
Говорить о восстановлении объемов вторичного рынка пока рано. Тем не менее он остается в разы крупнее ритейла новых машин. По разным оценкам, в течение 2022 года по подержанной технике состоялось от 4,6 до пяти миллионов сделок, а общее падение этого сектора авторитейла приблизилось к 20%. При этом количество предложений на рынке уже осенью и в декабре стало приближаться к прошлогодним значениям. Это дает надежду на то, что после традиционного январского затишья количество сделок в феврале и весной может еще подрасти до полумиллиона в месяц.
Однако тем, кому необходимо продать машину, едва ли стоит ждать окончания января. Особенно это касается владельцев автомобилей премиальных марок и вседорожников. Цены по многим моделям в этом сегменте были взвинчены до таких высот, что оказались гораздо выше покупательной способности. И их снижение в ноябре-декабре только начинало набирать обороты. В январе оно с большей долей вероятности продолжится. А вот владельцем свежих автомобилей в более демократичных диапазонах цен можно, пожалуй, не торопиться. Здесь в ближайшие месяц-два едва ли будут какие-то серьезные колебания цен.
Топ-20 популярных* автомобилей с пробегом по динамике изменения цен за ноябрь 2022 года
Марка и модель |
Средняя цена в январе 22 |
Средняя цена в ноябре 22 |
Средняя цена в декабре 22 |
Динамика дек./нояб. 22 |
Динамика дек./янв. 22 |
|
1 |
KIA Sportage |
2 174 298 |
2 571 778 |
2 515 775 |
-2,2 % |
15,7% |
2 |
Toyota LC Prado |
5 449 280 |
5 659 109 |
6 140 328 |
8,5 % |
12,7% |
3 |
Toyota RAV4 |
2 874 360 |
3 232 275 |
3 168 109 |
-2,0 % |
10,2% |
4 |
Toyota Camry |
2 699 959 |
2 906 585 |
2 878 600 |
-1,0 % |
6,6% |
5 |
Lada Vesta |
988 394 |
1 065 654 |
1 027 622 |
-3,6 % |
4,0% |
6 |
Kia Rio |
1 275 184 |
1 373 280 |
1 321 464 |
-3,9 % |
3,6% |
7 |
Hyundai Creta |
1 654 977 |
1 649 246 |
1 674 218 |
1,5 % |
1,2% |
8 |
Volkswagen Polo |
1 237 036 |
1 243 253 |
1 248 520 |
0,6 % |
0,9% |
9 |
Hyundai Solaris |
1 258 894 |
1 294 199 |
1 259 215 |
-2,8 % |
0% |
10 |
Renault Duster |
1 438 407 |
1 616 512 |
1 427 840 |
-13,2 % |
-0,7% |
11 |
Lada Niva Legend |
923 222 |
970 146 |
912 118 |
-6,4 % |
-1,2% |
12 |
Renault Logan |
835 198 |
903 106 |
821 944 |
-9,9 % |
-1,6% |
13 |
Mercedes-Benz E |
4 178 595 |
4 235 171 |
4 103 284 |
-18,9 % |
-1,8% |
14 |
Volkswagen Tiguan |
2 861 672 |
2 858 993 |
2 805 213 |
-1,9 % |
-2,0% |
15 |
BMW 5 |
4 421 141 |
4 543 182 |
4 308 614 |
-5,2 % |
-2,5% |
16 |
Lada Granta |
708 670 |
710 282 |
690 522 |
-2,9 % |
-2,6% |
17 |
Skoda Octavia |
1 901 021 |
1 898 942 |
1 817 916 |
-4,4 % |
-4,6% |
18 |
Nissan X-Trail |
2 393 984 |
2 502 753 |
2 273 550 |
-10,1 % |
-5,3% |
19 |
BMW X5 |
8 378 965 |
7 667 020 |
7 876 612 |
2,7 % |
-6,4% |
20 |
BMW 3 |
3 770 432 |
3 604 733 |
3 461 983 |
-4,0 % |
-8,2% |
Банк "Открытие" входит в Группу ВТБ и внесен в перечень системообразующих кредитных организаций, утвержденный Банком России. "Открытие" развивает все основные направления бизнеса классического универсального банка: корпоративный, инвестиционный, розничный, МСБ и Private Banking. Дочерние компании банка занимают лидирующие позиции в ключевых сегментах финансового рынка: страховые компании "Росгосстрах" и "Росгосстрах Жизнь", "Открытие Инвестиции" (бренд, включающий продукты брокерской компании и УК "Открытие"), "НПФ Открытие", ООО "Открытие Факторинг" и др. Надежность банка подтверждена рейтингами российских агентств АКРА ("АА(RU)"), Эксперт РА ("ruAA") и НКР ("АA+.ru").
"Открытие Авто" - блок автобизнеса банка "Открытие". Создан на основе РГС Банка, присоединившегося к "ФК Открытие" 1 мая 2022 года. Входит в топ-3 ключевых игроков рынка автокредитования. Среди клиентов банка - ведущие российские автодилеры, а также пул автопроизводителей, выпускающих более 65% всех новых HCV и LCV в РФ. Партнерская сеть превышает 4 тысячи автосалонов по всей России.
Информация предоставлена банком "Открытие"