Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина реализует проект "Славянский язык, в котором нет чужих" по обучению слушателей Республики Узбекистан русскому языку на базе Ташкентского финансового института.
Среди 147 заявленных на грант Министерства науки и высшего образования РФ проектов работа СГУ им. Питирима Сорокина вошла в десятку победителей. На реализацию инициативы выделили субсидию в размере 3 млн 931 тыс. рублей.
Автором проекта является руководитель Центра патриотического воспитания и межнационального сотрудничества Департамента по молодежной политике СГУ им. Питирима Сорокина Валентина Мальцева.
Недавно заведующая кафедрой узбекского и русского языков, кандидат педагогических наук, доцент Ташкентского финансового института Нилуфар Юнусова встретилась с ректором СГУ им. Питирима Сорокина Ольгой Сотниковой и обсудили вопросы сотрудничества. По итогам встречи Н. Юнусова ответила на вопросы "Комиинформа":
- Нилуфар Хамраевна, насколько заинтересован Ташкентский финансовый институт в сотрудничестве с Сыктывкарским государственным университетом имени Питирима Сорокина?
- Взаимодействие между нашими вузами диктуется реалиями, в Узбекистане большой интерес к изучению русского языка. Мы это видим по нашим студентам, которые обучаются в институте по финансово-экономическим специальностям. Благодаря образовательному проекту "Славянский язык, в котором нет чужих", мы, совместно с СГУ им. Питирима Сорокина, открыли Центр открытого образования на русском языке и обучения русскому языку в рамках федерального проекта "Экспорт образования". И у этого направления есть серьезные перспективы.
- Как вы считаете, чем вызвана актуальность русского языка для жителей Узбекистана и студентов института с экономическими специальностями?
- Россия и Узбекистан – дружественные страны. Мы активно взаимодействуем в сфере бизнеса, развиваем культурное сотрудничество. У нас проходит много международных конференций, встреч, на которых представители Узбекистана ведут переговоры на русском языке. В стране с каждым годом увеличивается поток туристов, знающих русский язык. Чтобы туристическая отрасль развивалась, просто необходимо, чтобы в ней работали люди, владеющие русским языком. Очень много наших студентов едут в Россию, чтобы продолжить обучение.
Для меня самой русский язык родной, и 70% студентов Ташкентского финансового института неплохо знают этот язык. Государственный язык Республики Узбекистан – узбекский язык, русский остается в нашей республике языком межнационального общения.
К сожалению, был период, когда интерес к русскому языку снижался, и во многих вузах русскоязычные группы обучения сократились. Сегодня к нам идет молодежь после русскоязычных школ, при Ташкентском финансовом институте есть также и лицей с потенциальными абитуриентами.
В последние годы наряду с очным обучением набирает обороты и заочная форма. Кроме того, наша образовательная система нацелена на получение высшего образования девушками, мы стремимся к гендерному равенству. С прошлого года студентки обучаются в магистратуре за счет государства, а за обучение на бакалавриате платят со скидкой 50%.
Если говорить об интересе к финансово-экономическим специальностям, то скажу, что за последнее время на кафедре количество преподавателей выросло.
Окончив институт, студенты пойдут работать в бизнес-структуры, банки, страховые компании. Бизнес в стране активно развивается, и даже если он напрямую не связан с Россией, все равно, хорошо знать русский – это дополнительные плюсы при трудоустройстве.
- Сможет ли помогать Центр открытого образования в развитии кадров для вузов и школ?
- Безусловно. В последние годы возник кадровый дефицит педагогов — носителей русского языка. Если говорить про области Узбекистана, то там очень требуются и учителя русского языка, и педагоги, преподающие на русском языке. Сегодня Республика Узбекистан проходит трансформацию образовательной архитектуры, которая решает вопросы качества образования, развития человеческого потенциала, повышения качества жизни человека. Вузы постоянно накапливают нужные изменения в образовательной культуре, нормах деятельности, управленческих кадрах. Претворять их в жизнь должны мы, преподаватели с определенным профилем компетенций, опираясь на выстроенный особым образом трансформационный потенциал.
Вузы внедряют цифровизацию, диджитализацию и платформизацию образования, в том числе и на русском языке с методикой его преподавания. Сегодня многие педагогические вузы Узбекистана получили статусы университетов. Однако в зависимости от программ в дипломах выпускников указывается возможный уровень преподавания: в средних или высших образовательных учреждениях.
Увеличиваются часы преподавания русского языка в образовательных организациях, а 2023 год предложено назвать годом "Русского языка как языка межнационального общения". Сейчас в нашу республику приехали более 200 учителей из России, они обучают школьных педагогов, в том числе и методике преподавания русского языка.
Также к нам из России приезжают жить и работать программисты, медицинские работники и специалисты из других отраслей. Это лишний раз подтверждает необходимость взаимоотношений, культурную и историческую близость наших стран.
У СГУ им. Питирима Сорокина большой опыт в реализации крупных проектов, в том числе международных. Надеюсь, что потенциал наших вузов и совместное желание развиваться помогут решить многие из поставленных задач.