Новости Республики Коми | Комиинформ

Выход из Болонской системы может остановить отток кадров - Наталья Якимова

Выход из Болонской системы может остановить отток кадров - Наталья Якимова
Выход из Болонской системы может остановить отток кадров - Наталья Якимова
logo
Выход из Болонской системы может остановить отток кадров - Наталья Якимова
Фото Минобрнауки Коми

Высшие учебные заведения Коми так и не увидели эффекта от введения бакалавриата и магистратуры. Такое мнение прозвучало на заседании Совета ректоров региональных вузов, которое прошло в Минобрнауки республики 8 июля.

Педагоги обсудили выход России из Болонской системы образования и оценили плюсы и минусы этой системы. Стоит отметить, что выход из процесса никак не относится к проведению ЕГЭ, который улучшается и продолжит выявлять объективные знания юных россиян. 

Как напоминают "Известия", Болонский процесс берет свое начало из декларации, подписанной 19 июня 1999 года министрами 29 стран. В настоящее время в программе участвуют 49 стран, включая Россию, которая присоединилась к процессу в сентябре 2003 года.

obshchjpg_1657281553895.jpg

Болонский процесс подразумевает соблюдение двух ключевых условий. Так, участвующие в этой системе страны придерживаются разделения высшего образования на три ступени: бакалавриат, магистратуру и докторантуру. Во-вторых, система предполагает взаимное признание образования за рубежом. Так, выпускник, получивший степень бакалавра в одной стране, может продолжить образование на магистратуре в другом государстве-участнике Болонского процесса.

Авторы инициативы преследовали цель создать в Европе единое пространство высшего образования, чтобы размыть границу между форматами обучения в высших учреждениях разных стран. Таким образом, на основе Болонского процесса должна была возникнуть глобальная европейская система образования.

24 мая министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков сообщил, что Россия откажется от Болонской системы, разработав собственную образовательную структуру. По словам главы ведомства, российская система образования станет уникальной. В ее основу заложат интересы экономики страны и максимальные возможности для студентов.

yakimovajpg_1657281493814.jpg

Руководитель Минобрнауки Коми Наталья Якимова отметила, что еще в начале июня педагоги республики концептуально и системно представили свою точку зрения по выходу из Болонской системы. Консолидированная позиция от Республики Коми отправлена в Минобрнауки РФ.

"Выход из Болонской системы образования обоснованный и своевременный, - заявила Н.Якимова. - Образование сегодня учитывает национальные интересы, в том числе посылы системы национальной безопасности страны. Я вижу, что российское образование ничего не потеряет, учитывая, что Болонская система способствует оттоку кадров из страны. Нам это неинтересно, мы вкладываем огромные ресурсы в подготовку наших студентов. Нам важно системно готовить кадры для нашей экономики".

Как пояснила Н.Якимова, общество изначально не приняло Болонскую систему, а педагоги сегодня поддерживают выход из нее. 

Ректор СГУ и.П.Сорокина Ольга Сотникова рассказала, что с начала введения бакалавриата и магистратуры у работодателей начали возникать вопросы. В дипломе выпускника не написано "учитель математики", а сообщается, что присвоена квалификация "бакалавр". Чтобы школе понять, по какому предмету к ним пришел бакалавр, им приходилось открывать объемное приложение, где профиль указан в самом конце одной строчкой. 

Если отойти от этого, организациям, для которых вузы готовят выпускников, будет намного проще, высказала мнение О.Сотникова. 

"Сегодня педагогическое сообщество благодаря 20-летней работе в Болонской системе знает плюсы и минусы этого процесса, а также вычленило достоинства собственной системы образования. Переход на Болонскую систему фактически позволил нам оценить и понять, какая система будет решать задачи нашего государства", - рассказала ректор. 

И.о. проректора по учебной работе СГУ им.П.Сорокина Владислав Сушков занимается организацией учебного процесса и знает, что внедрение Болонской системы не дало ожидаемого эффекта. 

"За 20 лет мы так и не стали частью единого Европейского образовательного пространства. К нам не приезжали студенты, мы не ездили в Швейцарию или Англию и даже ближе. Подспудно Россию вовлекали в единое экономическое пространство, но сегодня это бессмысленно, учитывая, что обратный приток мы так и не увидели. Процесс буксовал изначально".

В.Сушков напомнил, что процесс выхода из Болонской системы не должен быть революционным, он не будет одномоментным, но делать это нужно, так как работодатели просят больше специалитета, более адресной системной подготовки. 

Вице-спикер Госсовета Коми Валентина Жиделева участвует уже в четвертой реформе высшего образования. До 1992 года она работала в советской системе. Когда страна начала заглядывать за железный занавес, систему образования решили встроить в мировой образовательный процесс. 

Первый набор на бакалавров в Сыктывкаре прошел в 1994 году, но это было сделано по рекомендации. Никто никого не заставлял. 

Уже позже вузы перешли на Болонскую систему после получения лицензии. 

"Плюс Болонской системы - это унифицированные базовые основы работы. Все вузы работали по одному направлению и имели одну программу. Нам стало проще общаться, но со стороны общества пошли жалобы, и мы даже пошли на уступки и опять перешли на специалитет на экономическом факультете СГУ. Нужно оставить базовые вещи первых двух лет обучения и спокойно жить по планам, а вот пятый курс специалитета может быть разный", - заключила депутат.