- Этот закон стал детищем нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, который определил регионам собственное правовое поле и те отношения, которые законодатели вправе регулировать своими законами. Мы и воспользовались предоставленным нам правом. Тем более, что со вступлением в силу в 2002 году Российского кодекса об административных правонарушениях, в Государственный Совет Коми сразу же стали поступать многочисленные письма, обращения. Жители республики, депутаты, главы администраций городов и районов просили принять закон, который бы регулировал очень многие отношения, которые остались "за бортом" российского кодекса. Административные комиссии республики, которые и занимались всеми этими вопросами, перестали действовать с 1998 года. Вот такой своеобразный правовой вакуум образовался в республике.
- Людмила Васильевна, сложно ли разрабатывался закон?
- Закон рождался буквально в муках, поскольку параллельно с ним разрабатывался еще один - об административных комиссиях. Комиссии - это те органы, которые будут рассматривать дела об административных правонарушениях. Создаваться они станут при муниципалитетах. В Госсовет республики поступали содержательные предложения и замечания от Главы республики В.Торлопова, члена Совета Федерации от Госсовета Е.Трофимова, Общественной Палаты республики, Совета города Ухты, глав администраций Воркуты, Вуктыла, Ижемского, Койгородского и Прилузского районов. Для выяснения правомерности положений законопроекта об административных комиссиях в Коми с позиции его возможной судебной оспоримости, он направлялся на экспертизу в отдел Генеральной прокуратуры России в Северо-Западном федеральном округе. Предложения Прокуратуры республики и Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Коми, изложенные в их заключениях, также были согласованы и учтены. Большая совместная работа завершилась 18 декабря, когда законы депутаты приняли на сессии. Впрочем, на мой взгляд, точку на этом ставить рано. Потому что мы готовы и будем в последующем реагировать на все разумные предложения, на выверенные какие-то жизненные ситуации, и если потребуется, то сделаем их нормами республиканского закона об административной ответственности.
- Какие конкретно правовые отношения будет регулировать данный закон?
- В четвертой статье речь идет об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок. Когда в свое время вообще перестали регулироваться такие правоотношения, законопослушные граждане устали от беспорядка, от шума, от всего того, что мешает им жить. Поэтому обращения в основном и были связаны с этим беспределом.
Читаю закон - вот, например, нормы, которые касаются непосредственно граждан. Установлены административные штрафы за действия, нарушающие тишину и покой граждан с 23-х часов и до 6 часов утра, кроме праздничных дней и за исключением проведения аварийно-восстановительных и иных неотложных работ. Мы даже хотим выйти в Госдуму с законодательной инициативой, чтобы из российского кодекса были убраны временные ограничения. Получается, что гражданин до 23-х часов и с 6 утра имеет право шуметь. На самом деле человек не имеет право нарушать чужой покой никогда. Собственный - пожалуйста, но чтобы другие не слышали этого.
Штраф будет накладываться на граждан в размере от двух до десяти размеров минимальной оплаты труда. Вот и считайте: исходя из ста рублей, получается от двухсот до тысячи. Думаю, это справедливо, что нерадивого гражданина будут наказывать за то, что он не дает нормально жить другим.
Причем, примечание там есть. К действиям по нарушению тишины и покоя граждан относятся крики, свист, игра на музыкальных инструментах, использование пиротехнических средств, производство ремонтных, строительных, разгрузочно-погрузочных работ, повлекших нарушение тишины и покоя, использование телевизоров, радиоприемников, магнитофонов, других громкоговорящих устройств на повышенной громкости, иные действия, повлекшие нарушения тишины и покоя граждан. Покой и тишина, мне кажется, - желание каждого законопослушного нормального гражданина. И, по мере возможности, мы будем пропагандировать статьи этого закона. Я, например, переехав в новый подъезд нашего дома, уже вычислила любителя громкой музыки и просто отксерокопирую статью закона для него, пусть знакомится. Для того, чтобы лишних разговоров с ним уже не вести. Если же он будет и дальше продолжать мешать жителям нашего подъезда, то мы просто будем действовать в соответствии с законом. Вот и все.
Нужно как можно шире пропагандировать этот закон. Все люди, которые заинтересованы в наведении порядка в нашем обществе, могут стать его активными пропагандистами. Потому что без помощи граждан мы реализовать этот закон не сможем. А с их активным участием наведем порядок в нашем обществе, в городе, на улице, в доме.
- Как Вы думаете, на какие еще стороны поведения человека сможете оказать благотворное влияние этот закон?
- Сподвигнет их содержать в чистоте и порядке нежилые здания и помещения. Больший интерес, думаю, вызовет статья 8 закона, где речь идет о содержании домашних животных - кошек и собак. При разработке законопроекта больше всего споров по ней было. Мы приглашали специалистов, кинологов, которые нам правили нормы этой статьи. К примеру, административная ответственность предусмотрена за выгул собак без присмотра, либо под присмотром лиц, находящихся в состоянии опьянения, а также выгул собак без короткого поводка или без намордника, за исключением комнатных декоративных пород во дворах домов, на улицах, парках, площадях, скверах.
Приведу такой пример. Иду на днях по улице, а навстречу ротвейлер. Это же злобная собака, она без поводка и намордника. У меня ничего, кроме страха появление такой собаки не вызывает. Потом из-за угла появляется хозяин. Да за это время может всякое произойти. Кстати, нахождение граждан с собаками в помещениях магазинов, предприятиях общественного питания - также административное правонарушение.
- Людмила Васильевна, будет ли наконец-то наведен порядок на улицах, в скверах, парках, в связи с выгулом домашних животных? Ведь стоит только снегу растаять, по улицам Сыктывкара пройти неприятно.
- Когда я еще депутатом города была, мы пытались на нескольких сессиях каким-то образом определиться, где люди должны выгуливать собак. К сожалению, в Сыктывкаре нет для этого мест. Тогда депутаты пришли к выводу, что единственное приспособленное место - это территория за железнодорожным вокзалом. Представляете, с микрорайона Орбита человек повезет собаку выгуливать за вокзал. Это же смешно. Раз мы не можем определить место выгула, соответствующих норм в законе пока еще нет. Но определены места - подъезды домов, лифты, детские площадки, тротуары, где владельцы собак и кошек должны соблюдать чистоту. Ведь ходят же на Западе с авоськами и метелочкой, которые специально для этих нужд в магазинах продаются.
В селах и деревнях также необходимо присматривать за домашним скотом. К примеру, коровы могут спокойно зайти на огород и потравить там все, что вырастила бабушка. Поэтому свободный выпас владельцами на территориях поселений вне специально отведенных для этой цели мест мелкого, крупного рогатого скота, птиц также влечет предупреждение или наложение административного штрафа. Это предусмотрено четвертым пунктом восьмой статьи.
А седьмая статья определяет те правонарушения, которые регулируются нашим законом в сфере благоустройства и жилищно-коммунального хозяйства. Здесь речь идет о клумбах, цветниках, газонах. Не разрешается ни хождение, ни размещение на указанных объектах, тем более движение по ним транспортных средств. Запрещено законом и захламление дворов, придомовых территорий. И многое другое.
- Вы уверены, что жители республики, ознакомившись с законом, зная его положения, будут применять на практике?
- Думаю, граждан, которым закон нужен, много. И они непременно "вооружатся" им. Тем более, что механизм реализации закона уже известен - создаются административные комиссии, деятельность которых регулируется отдельным нормативным правовым актом. И любое обращение гражданина в административную комиссию повлечет за собой какие-то действия.
Обычно апатичными граждане становятся тогда, когда они не добиваются должного результата. Есть, конечно, настырные, настойчивые люди, которые и в пятый, и в десятый раз пойдут требовать своего…Но таких не много. Убеждена, с принятием нашего закона ситуация переменится. Да уже случай был в Сыктывкаре. Когда жители одного из домов города прослышали о готовящемся законе, сумели приструнить буянившего соседа. Просто пришли к нему и сказали, что есть такой закон, по которому его могут призвать к порядку. И реакция была адекватная - человек угомонился. Убеждена, люди будут пользоваться этим законом.
- Но пессимисты, которые изначально не верят в закон, приводят следующий аргумент: штрафы-то платить не будут, потому что большинство дебоширов, как правило, люди материально не обеспеченные.
- А мне представляется, что у нас больше людей, нарушающих покой граждан, как раз из категории имущих. Иногда на бомжей указывают, что они что-то там творят неладное. Думаю, бомжи у нас законопослушные. Они как раз делают то, чтобы никаким образом внимание государства не обратить на себя. Я почему-то уверена, что у нас много людей-дебоширов, которые в состоянии заплатить штраф.
- Людмила Васильевна, законодатели решили приучать людей к культуре. Но не дело ли это семьи?
- Формирование культуры - это дело всего общества. Конечно, было бы хорошо, если бы каждая семья воспитывала человека с большой буквы. Но и народные избранники, депутаты, несут ответственность за то, какая будет культура. Если они не станут обращать внимание на то, что у граждан напрочь отсутствуют навыки общежития, и не будут принимать законы, которые бы формировали эти навыки, тогда грош цена таким депутатам. Поэтому я считаю, что все общество должно заниматься повышением культуры своих сограждан.
- Когда Вы приступили к работе в должности руководителя депутатского комитета по законодательству и местному самоуправлению, неоднократно заявляли журналистам, что законы должны быть понятными. Этот принципиальный подход выдержан по отношению к республиканскому закону об административной ответственности?
- Да, закон должен быть прочитан каждым грамотным человеком и понят им. Думаю, мы максимально приближали наш закон к этим требованиям, сформулированным Монтескье еще в середине 18 века - закон должен быть понятным для всех граждан. Особенно тот закон, который касается нашей обыденной жизни. Поэтому мы старались.