"Комиинформ" продолжает наполнять интерактивную туристическую карту республики в рамках проекта "Проводник по Коми".
Интерактивная карта - это онлайн-площадка, которая поможет гостям республики найти для себя места отдыха и познакомиться с природным и культурным наследием Коми края. Карта поможет туристам упростить путешествие по республике и сделать отдых комфортным.
Интерактивная карта расположена на сайте ИА "Комиинформ", кликнув на которую посетитель может увеличить ее до конкретного района или города с полной раскладкой тур-маршрута.
Сегодня на интерактивной карте "Проводник по Коми" появился еще один туристический объект — Кылтовский Крестовоздвиженский монастырь.
Где находится: Княжпогостский район, д. Кылтово.
Как добраться: на машине или на автобусе по маршруту "Сыктывкар - Ухта" до села Серегово. Далее от Серегово до деревни Кылтово. Расстояние - 107 км. Время в пути - 2 часа.
Об объекте: Самой северной женской обителью считается Кылтовский Крестовоздвиженский монастырь. Он находится в стороне от трассы. Зимой по сказочной заснеженной дороге от поворота на деревню Ляли можно доехать минут за 15. Все население сегодняшнего Кылтово – сестры обители да несколько трудников-помощников.
Интересные факты: в старинном корпусе – кельи нескольких сестер, трапезная, домовой храм. А еще дух того времени, когда монастырь еще только начинал строиться. Крестовоздвиженский монастырь по благословению Иоанна Кронштадского был основан в 1878 г. архангелогородским купцом первой гильдии, молитвенником и меценатом Афанасием Васильевичем Булычевым. В 1894 г. был построен кирпичный собор преподобных Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев в византийском стиле. Пятиглавый, высотой 38 м, он имел уникальную систему отопления от калориферной печи, расположенной в подвале. Печь топили дважды в месяц, загружая по машине дров. Теплый воздух циркулировал по тепловым каналам в стенах, согревая просторный храм, украшенный 11-метровым резным дубовым иконостасом с писанными иконами, украшенными серебром, золотом и бриллиантами. Забегая вперед, скажем, что время не пощадило ни само здание, ни иконостас, полностью разрушенный. В 2020 г. он был восстановлен меценатами, известными в Сыктывкаре предпринимателями Вылегжаниновыми. Так получилось, что правнуки в XXI в. восстанавливают то, что в XX в. разрушили деды, отцы которых решили именовать монастырь Крестовоздвиженским – в честь чудотворного креста, который светом указал дорогу путникам и до сего дня хранится в храме.
Место для строительства женской обители было выбрано неслучайно. Считается, что здесь, между реками Кылтовка и Большая Ель, в отшельничестве подвизался пустынник Василий Пестерев, житель села Ляли, который поставил рядом со своей избушкой большой деревянный крест. После его кончины крест, излучавший свет, нашли заблудившиеся путники. Именно эта святыня до настоящего времени хранится в монастыре. Православные верят, что крест способен исцелять и творить другие чудеса.
Насельницами монастыря стали монахини, прибывшие из Шенкурского монастыря во главе с будущей игуменьей Филаретой, создавшие единственную в Коми золотошвейную мастерскую. А еще были иконописная, скипидарная, керамическая, ковровая и другие. Кылтовскому монастырю принадлежали смолокуренный и гончарный заводики, конюшня, погреба, жилые корпуса, дом для священника. Тут воспитывались полсотни крестьянских девочек, в богадельне при монастыре жили престарелые. Ежегодно выдавалось более 10 тыс. благотворительных обедов.
Хозяйство при монастыре есть и сейчас. Иначе обители просто не выжить. Плодами своего труда кормятся сами, а еще угощают туристов и паломников. Многие после поездки признаются, что не ели вкуснее монастырских продуктов: горохового киселя с противней, супов и каш.
Монастырь был обнесен деревянным забором и кирпичной стеной, остатки которой можно увидеть и по сей день. Несколько лет назад православная молодежь Коми предприняла беспрецедентную акцию: за три дня лагерь "Добрые побуждения" собрал 300 молодых людей, которые закончили раскопки фундамента старинной монастырской стены, посадили деревья и навели порядок на территории обители.
Кылтовская обитель привлекала паломников чудотворными святынями. Чтобы понять, насколько процветающим и почитаемым к моменту переворота был Кылтовский монастырь, достаточно перечислить его святыни: два креста, украшенные золотом, серебром, алмазами и другими драгоценными камнями, семейная святыня купца Булычева – покрытый золотом медный крест, украшенный 84 бриллиантами и 100 драгоценными розами, икона Воздвижения Креста Господня с частицами Древа Господня от Голгофского Креста, на котором был распят Спаситель, частицами святых мощей мученика Трифона, Космы, Домиана, и Феодора Стратилата, икона Иверской Божией Матери в золотой ризе. Эти две иконы были присланы в Кылтовский монастырь монахами со Святой горы Афон. Так же в обители почиталась чудотворная икона Тихвинской Божией Матери в сребропозлащенной ризе, икона Божией Матери "Троеручица" с бриллиантами и другие.
Монастырь процветал бы и дальше, если бы не октябрьский переворот. Монастырь разграбили, забрали кресты, колокола, церковную утварь, насельницам запретили молиться. Первоосновательница монастыря, 84-летняя игумения Филарета, не выдержав надругательств над обителью, скончалась.
Итак, в 1918 г. монастырь закрыли, а на его месте открыли Кылтовскую трудовую сельхозобщину, в которой сначала позволили трудиться бывшим монахиням, а затем по доносам о непрекратившейся молитве почти всех их репрессировали, многих сослали на Соловки. Монахиня Елизавета Ярыгина была расстреляна, ныне она причислена к лику святых новомучеников земли Коми просиявших. Кто уцелел, рассеялись по затерянным селам, избушкам, продолжали молиться и помогать местным жителям. Свидетельствуют о чудесах по молитвам игумении Ермогены, сменившей Филарету, которая с восемью сестрами поселилась в Половниках. За месяц до упокоения игумении Ермогены по реке против течения приплыл чудотворный монастырский крест, и никто не мог его взять, пока не пришла игумения Ермогена, сотворила молитву, сказала: "За мной послали. Поставьте на моей могиле до времени". Тридцать лет, до 1995 г., когда начала восстанавливаться обитель, стояли на могилке игумении два креста.
В 1923 г. община была ликвидирована, монастырские строения отданы под детскую колонию. Через шесть лет выселили и 217 беспризорников, а производственную базу колонии передали Управлению исправительно-трудовых лагерей и создали совхоз Ухтпечлага. В монастыре организовали две тюрьмы: мужскую – в сестринском корпусе и женскую – в соборе. Собор разбили на четыре этажа, уникальные тепловые каналы залили бетоном. Там, где когда-то трудились и молились монахини, теперь содержались полтысячи "врагов народа". Среди них и богослов, причисленный к лику святых, Митрополит Херсонский и Одесский Анатолий Грисюк.
В 1954–1955 гг. тюрьмы упразднены, на базе хозяйств в Кылтово образовали колхоз. Собор использовали как клуб, столовую, склад цемента, при этом продолжая его разрушать. Были разрушены купола, водостоки, крыша. Постепенно сгнили стропила, перекрытия, разрушался кирпич, собор оказался под угрозой уничтожения. Когда в 1995 г. возрождать Кылтовский монастырь взялись несколько монахинь во главе с настоятельницей Стефанидой, от него оставался только сестринский корпус да обезглавленный собор, у которого из пяти глав уцелела только одна – главная. Большой поддержкой и утешением для сестер стал приезд в обитель Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.
16 июля 1995 г. вновь открыт женский монастырь. Действуют храмы Зосимы и Савватия, Святого Афанасия Афонского. В сестринском корпусе живут и молятся монахини, ведутся службы, поддерживается хозяйство, миряне и трудники помогают восстанавливать знаменитую обитель. Работы много, но много и радости, особенно когда вчерашние туристы, впечатленные ее историей, возвращаются в Кылтово, чтобы стать помощниками.
*Опубликовано при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Республики Коми.
**При информационной поддержке издательства "Аякс-Пресс" и Агентства по развитию туризма и продвижению Республики Коми