В сыктывдинской деревне Койтыбож появится арт-объект "Дерево коми мира". Его изготавливает мастер-самоучка по дереву Василий Адамчук.
Как сообщает автор, к нему обратился местный житель, который решил установить тотем на своём участке туристического маршрута.
Это опиленный 7-метровый ствол 40-летней лиственницы, на котором мастер вырезает историю коми эпоса. В проекте есть три уровня. Первый или верхний мир: верховный бог Ен и птица Рык, следящая за исполнением законов. Второй или средний мир, где изображены птицы, человеко-лоси на ящере. Третий - это нижний мир, где обитаю рыбы, ящеры и гады и бог Омоль.
"История очень интересна и проработана, сразу и не описать, в этих образах заключены сказания и разнообразные истории", - пишет В.Адамчук. - Ни в одном зверином стиле мира, кроме пермского, не обнаружено такого многонаселённого животного подземного царства. Некоторые ученые, исследующие пермский звериный стиль, называют это словосочетанием "Подземная Пермь".
Вот один из мифов о сотворении земли: Ен и Омоль вылупились из двух яиц, снесенных уткой в первичном океане, куда упали еще четыре яйца. Мать просит детей достать яйца и разбить их о ее тело, сама она поднимается в воздух и, бросаясь вниз, разбивается о воду. Ее разросшееся тело становится основанием земли. Когда Ен ныряет за яйцом, Омоль покрывает море льдом, но Ен разбивает лед громом и молнией, творит землю на теле матери из одной части яйца, а из другой создает солнце. Из другого яйца он делает себе помощников. Омоль создает луну, болота, озера и злых духов из двух других яиц.
"Человеколось на ящере" — самый загадочный персонаж пермского звериного стиля, отражает сложную мифологическую систему, сохранившуюся в предметах культового литья. В мифах многих народов строение космоса представляется трехъярусным, связывать все три яруса между собой может или мировая гора, или древо, как лестница, ведущая с неба под землю.
Ряд предметов пермского звериного стиля воплощают в себе подобную космическую карту, где нижний, подземный, мир представлен ящером, в образе которого видят и хтоническое (олицетворяющее собой дикую природную мощь земли, подземное царство) существо.
Верхний мир — небесный свод — олицетворяют небесные лосихи. Средний земной мир населен своеобразными культовыми героями, имеющими признаки и человека, и животного, и птицы.
Один из первых исследователей пермского звериного стиля Д.Н. Анучин говорил: "Можно считать несомненным, что среди приуральской чуди было широко распространено представление о каком-то мифическом звере с некоторыми признаками гада с удлиненной головой, вооруженной рогами и напоминающей отчасти крокодилью или носорожью, с вытянутым туловищем, покрытым чешуями и щитками вдоль спины, и оканчивающимся более или менее коротким хвостом".