Пандемия и удаленный режим работы сильно повлияли на поведение людей в интернете. Об этом шла речь на прямой линии "Кибербезопасность" в Общественной приемной главы Коми.
Как рассказал заведующий сектором защиты информации отдела безопасности Отделения Банка России по Республике Коми Алексей Басенко, интернет и телефон стали основными каналами общения клиентов с банками, а количество финансовых операций через интернет значительно выросло.
Этим активно пользуются кибермошенники, изобретая новые сценарии хищения денег. Самый распространенный вид мошенничества – телефонный. Если раньше злоумышленники чаще представлялись сотрудниками банков, то сейчас они стали чаще звонить от имени полицейских, работников прокуратуры или государственных структур.
Схемы отъема денег строятся на методах социальной инженерии и проходят обычно по двум сценариям: человеку делают финансово заманчивое предложение или настойчиво
запугивают угрозой потери денег.
За последнее время Банк России зафиксировал несколько новых схем телефонного мошенничества.
Госуслуги
Мошенники звонят пользователям от имени сотрудников портала "Госуслуги" и под разными предлогами просят продиктовать код из СМС. Используют для этого, например, тему коронавируса, убеждают человека, что нужно якобы привязать QR-код о вакцинации к профилю человека. Но на самом деле с помощью этого кода они меняют пароль для входа в личный кабинет на портале. Получив доступ к чужому профилю, преступники смогут оформить кредиты на имя его владельца.
Как ранее сообщал "Комиинформ", полиция Сыктывкара зарегистрировала семь преступлений по факту мошенничеств, совершенных с помощью портала "Госуслуги". Руководитель УМВД по Сыктывкару Ильдар Хуснутдинов пояснил, что в четырех случаях на горожан оформили кредиты, по трем фактам совершены покушения на противоправные сделки. Жертвы преступников - самые разные категории населения.
Фейковый колл-центр
Мошенники убеждают банковских клиентов звонить в фейковые колл-центры. Чтобы спровоцировать обращение, мошенники звонят от имени банка и почти сразу прерывают разговор. А если человек перезванивает, то попадает на "автоответчик банка" и уже затем – на "оператора". Затем мошенники выманивают данные карт или убеждают скачать вредоносную программу, которая сама крадет конфиденциальную информацию с гаджета.
Кредит
Злоумышленники убеждают жертву оформить кредит, а затем переводят деньги на свой счёт. Алгоритм обманных действий состоит из двух этапов. На первом этапе гражданину звонит якобы сотрудник бюро кредитных историй и утверждает, что на него или его близких родственников мошенники пытаются оформить кредит. Во время разговора звонящий узнает, услугами каких банков пользуется жертва, чтобы войти в доверие, интересуется, не терял ли человек документы, удостоверяющие личность, не передавал ли паспортные данные кому-либо.
Затем мошенники снова звонят жертве и представляются сотрудниками службы безопасности банка, правоохранительных органов или Банка России. Звонящий подтверждает, что на имя клиента или его близких родственников неизвестные лица оформляют кредит.
Чтобы это предотвратить - необходимо как можно скорее взять кредит онлайн или в офисе банка, причем ровно на ту же сумму, на которую оформляют мошенники по его паспортным данным. Аферисты просят не рассказывать про оформление кредита и его целях кому-либо, так как проводится "секретная операция" по вычислению жулика из числа сотрудников банка.
Схема завершается тем, что человека просят перечислить кредитные деньги на "спецсчет", который укажет звонящий.
В большинстве случаев жертва под влиянием мошенников переводит деньги на счета злоумышленников, внося их через банкомат или платежный терминал. В результате злоумышленники в течение 3-5 дней могут убедить жертву оформить несколько кредитов в разных банках, обналичить деньги и через банкомат внести их на свои счета.