Насколько развит некоммерческий сектор в регионе, насколько велик его потенциал и насколько эффективно он реализуется на практике для взаимодействия с главными заинтересованными сторонами. На этот вопрос отвечает Региональный рейтинг третьего сектора "Регион-НКО". Помимо общего рейтинга, в рамках этого проекта, существуют и субрейтинги по конкретным направлениям.
Примечательно, что этого рейтингового фактора раннее не было, его включили только в 2021 году. Республика Коми заняла 9 место по этому критерию.
О значимости ресурсных центров – о том, каким образом выстраивается рейтинг на примере этого показателя, на что стоит обратить внимание для продвижения региона, рассказал член Общественной палаты Республики Коми, руководитель исполнительной дирекции Ассоциации органов территориального общественного самоуправления Республики Коми (АТОС РК) Дмитрий Сизев.
– Что из себя представляют ресурсные центры и какая у них функция?
– Ресурсный центр — это организация, целью которой является комплексное развитие некоммерческого сектора или какой-то ее части в регионе. Так, например, Ассоциация ТОС была изначальна ресурсным центром для организаций территориального общественного самоуправления, в прошлом году была преобразована в Ассоциацию ТОС и НКО, став региональным ресурсным центром для всех некоммерческих организаций нашего региона.
Направлений деятельности у центров достаточно много, некоторые могут выполнять различные функции и услуги в сфере некоммерческого сектора, туда входят: создание НКО, помощь в ведении бухгалтерской отчетности, юридическое сопровождение, содействие в участии различных грантовых конкурсах или других программах поддержки, информационное освещение их деятельности, поиск волонтёров и другие. Как я уже говорил ранее, ресурсные центры могут заниматься комплексным развитием некоммерческого сектора, так и её части, во втором случае у центра функций меньше.
– Велика ли роль ресурсных центров в поддержке НКО?
– Роль ресурсных центров безусловно велика как раз потому, что они взяли на себя миссию по выполнению всех этих функций. Я могу опираться только на Ассоциацию ТОС, поэтому буду приводить в пример её. Уже несколько конкурсов подряд, она помогает в написании половины грантовых заявок на конкурс президентских грантов из всего региона, это очень значимый статистический показатель. Помимо этого, ресурсные центры популяризируют НКО – перед тем как его создать, центр помогает людям узнать о том, что существует такая форма проявления общественной активности и решения социально-значимых задач, как деятельность некоммерческих организаций. Ресурсные центры сильно содействуют тому, чтобы наполнить информационное пространство новостями о некоммерческом секторе.
– Почему этот показатель входит в рейтинг?
– В некоторых регионах ресурсные центры являются локомотивами развития некоммерческого сектора, его сильным подспорьем и стимулом. Я думаю, что этот показатель стоило и раньше включить в рейтинг, потому что год назад ситуация несильно отличалась – они также эффективно работали и обеспечивали развитие некоммерческого сектора.
– Как региону получить высокое место по этому показателю?
– В регионе должно быть большое количество ресурсных центров, которые открыто ведут активную информационную деятельность, в том числе информировали НКО о мерах поддержки, о своих мероприятиях, консультациях и т.д.
- Республика Коми занимает по этому показателю 9 место благодаря чему?
- Критерий оценки только появился, а Коми сразу вошла в десятку лидеров. Отталкиваясь от предыдущего вопроса, это говорит только о том, что в Коми достаточное количество ресурсных центров, которые эффективно и открыто ведут свою работу, проводят много мероприятий, личные и коллективные консультации для НКО. Проще говоря, республике удалось попасть в десятку благодаря тому, что ресурсные центры хорошо работают в своих направлениях.
По мнению экспертов, включение фактора "Значимость ресурсных центров поддержки НКО в регионе" в рейтинг могло оказать негативное влияние на регионы, где данные аспекты НКО развиты слабо, и наоборот, оказали заметное позитивное продвижение тех регионов, где перечисленные параметры являются более развитыми, чем у других участников рейтинга. Этот фактор помог Республике Коми подняться на 36 мест вверх и занять 28 место в общем Региональном рейтинге третьего сектора "Регион-НКО".