В Сыктывкаре с аншлагом прошел хоррор "Пиковая дама". Главный режиссер театра оперы и балета Коми Илья Можайский рассказал, что не хотел делать ужасы, его интересовали другие стороны истории.
"Комиинформ" увидел постановку своими глазами и раскрыл секреты самой значимой классической оперы прошлых столетий, поставленной в 21 веке.
Напомним, опера Чайковского "Пиковая дама" стала кульминацией 64-го театрального сезона. Детали спектакля держали в секрете до последнего момента, не были известны и имена приглашенных артистов.
21 ноября зрители Театра оперы и балета с первой секунды погрузились в атмосферу сумасшествия. Слово "страшно" сопровождало героев на протяжении трех часов. Безумным оказался не только инженер Герман, который был одержим тайной трех игральных карт, которую хранила графиня. Безумными казались все герои, даже ангел во плоти Лиза (солистка Санкт-Петербургского музыкального театра "Зазеркалье").
Интересно, что в декорациях театр сделал ставку на мультимедиа. Летающие на натянутых экранах перья, канделябры, карты заворожили внимание зрителя. Такую сценографию зрители назвали интеллигентной.
Также они оценили отсутствие замшелых париков и мушек на лицах дам.
"Мы думали, "Пиковая дама" уже не может удивить. Но оказалось иначе. Старуха-графиня не разваливалась на ходу, она оказалась очень мощная, неся при этом образ смерти. А какое платье - с черепами", - поделились сыктывкарцы.
Все это благодаря фантастическому перевоплощению оперной певицы Галины Петровой, которой еще далеко до лет своего персонажа. Узнать артистку театра было невозможно.
Приятными зрители назвали мужские образы оперы: Герман (ведущий солист Московского академического музыкального театра Станиславского Николай Ерохин), граф Томский (Никита Одалин), князь Елецкий (Андрей Ковалев), Чекалинский (Борис Калашников), Сурин (Максим Палий), Чаплицкий (Михаил Ярмольский), Нарумов (Юрий Баянбаев), распорядитель (Николай Калашников).
Никого не оставил равнодушным мужчина с рогами.
Картинки из пасторальной жизни перетекали в тайную мессу, и в конце концов на сцене появилась кровать, похожая на гроб. Именно здесь обнаружил графиню Герман. Старуха, представшая в первом акте мощной центральной фигурой, преобразилась до неузнаваемости - так и виделось, что гроб с ведьмой полетит вокруг инженера. Но она только лишь укусила Германа, после чего он начал "умирать".
Музыкальный критик московской газеты "Культура" Александр Матусевич приехал в Театр оперы и балета Коми не в первый раз, но "Пиковую даму" увидел впервые. (Ранее в театре шла постановка, сделанная еще во времена Ии Бобраковой - легендарного художественного руководителя театра).
"Спектакль как театральное высказывание, конечно, получился, - отметил эксперт. - Смотреть интересно по нарастающей, а это много значит. По ходу спектакля становится все интересней и все понятней. Хотя остаются и загадки. Самое главное, что постановка захватывает".
Что касается музыки, А.Матусевич напомнил, что "Пиковая дама" - очень сложная опера.
Три года понадобилось, чтобы Чайковский согласился на уговоры сочинить для Императорских театров оперу на сюжет пушкинской "Пиковой дамы". Произведение было написано в рекордные сроки - за 44 дня. И вот уже 130 лет опера восхищает и завораживает зрителей всех театров мира. А для самого автора стала вершиной творчества.
Опера сегодня имеет коронное число интерпретаций, с которыми трудно тягаться, отметил музыкальный критик. Изначально для театра это была амбициозная заявка, "на вырост". Маэстро Роман Денисов выстроил тон спектакля, форму.
По мнению А.Матусевича, "Пиковая дама", которую показали в Сыктывкаре по-пушкински мистична, но это не все. В ней есть оттенок Достоевского и Булгакова. Эта многослойность дает дополнительные смыслы.
В начале театрального сезона на пресс-конференции театр обещал зрителю современную постановку, которая будет близка нынешнему зрителю. А.Матусевич развеял это мнение - опера оказалась абсолютно классическая, в хорошем смысле слова.
В чем же секрет задумки, "Комиинформ" спросил у режиссера И.Можайского. Вместо традиционных декораций использовали экраны, мультимедиа. Главная задача была - сделать оформление спектакля культурным и динамичным, были риски наваять безвкусицу.
Минимализм декораций отослал зрителя в драматический театр и предложил сосредоточиться на актере.
В то же время игорный дом оказался близок современнику - его осветили неоны.
Многослойность оперы И.Можайский тоже объяснил. Достоевский, к примеру, всегда закапывался внутрь. И задача режиссера была приблизить зрителя к сильному, драматургически насыщенному, страшному конфликту.
Над сумрачностью работали художники Мария и Михаил Смолко, дирижер Роман Денисов, балетмейстер Андрей Меркурьев.
Получилась своеобразная мистическая история с современным дизайном и удивлением.