Что может повлиять на биологический возраст и как замедлить процессы старения организма – ответы на эти вопросы ищут молодые ученые междисциплинарной лаборатории СГУ имени Питирима Сорокина.
Под руководством своего наставника - ученого Ильи Соловьёва - они пытаются с помощью математических расчетов предсказать, когда наступит старость. Где спрятаны молодильные яблоки, разбирался "Коми Гор".
Есть возраст фактический, а есть биологический, по нему судят, насколько изношен организм. Что влияет на процессы старения и можно ли контролировать их скорость - ответ на этот вопрос ищут ученые всего мира.
Свою лепту пытаются внести и студенты Сыктывкарского госуниверситета. Вот уже два года они изучают энтропию генных сетей - гипотетических объектов, где взаимодействуют между собой гены, белки и химические соединения - метаболиты.
"Изучая генные сети, мы пытаемся понять насколько перестает быть упорядочен стареющий организм. То есть насколько нарушается структура организма, в частности, тех самых генных сетей в процессе старения. Также используя энтропию в меру неупорядоченности, мы пытаемся предсказать, когда наступит старость. То есть заглянуть в будущее посредством математического аппарата", - пояснил заведующий лабораторией биоинформатики и системной биологии СГУ И. Соловьёв.
По мнению преподавателя, именно подсчет энтропии лучше всего описывает процессы старения. Пока что старение генной сети проводится на примере мухи и мыши. В планах - изучать круглых червей, обезьян, кроликов и Ночницу Брандта - это летучая мышь, которая при массе всего 13 грамм живет в среднем 45 лет.
В дальнейшем анализ позволит выявить мишень, на которую можно будет воздействовать, к примеру, с помощью препаратов.
"Мы будем оценивать упорядоченность генных сетей с возрастом, внося точечные изменения, можно ли на нее повлиять. То есть нарушить некоторые взаимодействия либо наоборот привести к образованию новых взаимодействий, что позволит изменить ход процесса старения", - сказал И. Соловьёв.
Известно, что с возрастом человек утрачивает способность воспринимать синий цвет, который является стимулятором когнитивной функции работы мозга. Таким образом с помощью специальных препаратов можно влиять на рецепторы синего цвета и в конечном итоге на продолжительность жизни, лучшую адаптацию к условия севера.
"Безусловно, полярная ночь тоже вредна. Но вредна она ни тем, что нет света, дефицит витамина Д можно восполнить медикаментозно. Вредна она тем, что в полярную ночь в северных городах световое загрязнение еще более усиливается. Фонари горят постоянно, свет в квартирах включен постоянно. И на производстве - так же. То есть, вероятно, явление фоторезистентности может сыграть решающую роль для коррекции или для откладывания дебюта некоторых возрастных заболеваний, связанных, в первую очередь, с работой на крайнем севере", - отметил ученый.
Теория возрастной фоторезистентности в дальнейшем может стать основой комплексного подхода в профилактике у северян различных нарушений. Конечно, на исследования уйдут годы, но даже несколько дополнительных лет, отбитых у старости, уже будет хорошим достижением.