Заключительный этап олимпиады по физике имени Дж. К. Максвелла прошел с 24 по 29 апреля в кампусе МФТИ в Долгопрудном и образовательном центре "Сириус" в Сочи для 233 школьников 7-8 классов со всей России.
Как сообщает пресс-служба Минобрнауки Коми, среди участников — обучающиеся 7 класса республиканского Физико-математического лицея-интерната Анастасия Пыстина и Вадим Лыжин. На протяжении всего времени учащихся сопровождал их наставник — педагог Игорь Куликов. За время программы для участников провели теоретические и экспериментальные занятия по физике, контрольные и зачетные работы, туры заключительного этапа олимпиады Максвелла, лекции и семинары ведущих педагогов, а также культурные и спортивные мероприятия.
По итогам, Анастасия стала призером олимпиады, оказавшись на 32 месте из 121 среди сильнейших семиклассников всей страны, и получила диплом о завершении программы.
Вадим также успешно выступил на олимпиаде, немного недобрав баллов до диплома.
На этом достижения ребят из физмат-лицея не закончились. Ученик 11 класса Денис Рубцов вошел в число авторов задач заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по физике имени Джеймса Клерка Максвелла для 7-8 классов. Как рассказывает сам Денис, первый опыт составления подобных сборников он приобрел, будучи учащимся 8 класса.
"По окончании 8 класса за выдающиеся результаты в олимпиадах по физике меня пригласили на августовскую естественнонаучную образовательную программу в "Сириусе". Там, в составе команды из 27 человек, мы составляли сборник олимпиадных задач для 8 класса "Тепловые явления. Постоянный ток. Геометрическая оптика". В него, помимо задач с олимпиад прошлых лет, вошли новые задачи, которые полезны в методическом плане при подготовке ко Всероссийской олимпиаде. Мне стало интересно, я тоже попробовал придумать. Не все получается сразу, но одна моя задача вошла в сборник, — вспоминает Денис. — Потом я придумал еще несколько задач и отправил их в Центрально-предметную методическую комиссию по физике, которая составляет комплекты задач. Они готовы брать задачи у людей, с которыми они знакомы и которым они доверяют. Автор не должен никому говорить условие и тем более решение задачи. Он несет за это персональную ответственность".
Денис утверждает, придумывать олимпиадную задачу — это не отработанный ранее механический процесс, а исключительно творческий:
"Олимпиада — это не экзамен, не ЕГЭ. На ЕГЭ дают классические задачи, меняя лишь числовые значения и сюжеты. Для того, чтобы придумать задачу, нужно самому прекрасно разбираться в той или иной теме. Поэтому я рассматривал такое придумывание как дополнительную прокачку для того, чтобы успешнее выступать на олимпиадах. Я не ошибся: на олимпиадах мне стало проще догадываться до идей, потому что я понимал, как эта задача придумывалась и что хочет от меня автор".
Авторами подобных задач являются тренеры сборной России по физике, председатели по классам и члены жюри ВсОШ по физике. Задачи студентов проходят для подобных сборников куда реже. А вот задачи школьников — уникальные случаи. Задача от Дениса Рубцова — только третья по счету. В чем же заключается ее уникальность и, конечно, секрет ее разработки?
"Вообще, задача, вошедшая в комплект теоретического тура Всероссийской олимпиады 2021 для 7 класса, была придумана мною еще в 2019 году. И это первая моя задача, вошедшая в комплекты олимпиад. То есть я ждал этого достаточно долго. Задача была навеяна жизненной ситуацией: когда я ехал на автомобиле из окраины Петербурга на Ладожский вокзал, вначале мы двигались по шоссе. Навигатор показывал не только маршрут, но и предполагаемое расчетное время до приезда на вокзал: "Осталось 30 минут", "Осталось 20 минут". Когда мы начали ехать по центральным улицам Петербурга, наша скорость стала заметно меньше, и показания навигатора стали расти: "Осталось 25, 30,35 минут". Потом, по мере приближения к вокзалу, оставшееся время вновь начало опускаться до нуля. Задача была именно на этот эффект: одно расчетное время могло быть показано трижды. То есть задача была на движение", — рассказал Денис.
Денис Рубцов и сам не раз являлся участником заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников по физике. Впервые ему удалось поучаствовать в 7 классе, тогда школьнику не хватило баллов до того, чтобы стать призером. Получить диплом удалось в следующем году, но уже не призера, а победителя.
Отметим, призеры и победители заключительного этапа олимпиады имени Максвелла — кандидаты в сборную России на две олимпиады. Первая — Международная естественно-научная олимпиада юниоров (International Junior Science Olympiad, IJSO). Вторая — олимпиада стран СНГ. Она проводится с 2017 года в Баку.