Краснокнижные грибы рядом с телецентром, коми баня в картинах московского художника, судьбы выходцев из Выльгорта и другие интересные темы отразили школьницы из Сыктывкара, Воркуты и Корткеросского района в своих работах, представленных на заключительный этап Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ им. Вернадского.
Как сообщает пресс-служба Минобрнауки Коми, по итогам оценки жюри конкурса в активе Коми шесть дипломов 1 степени и один диплом лауреата. Дипломов первой степени удостоились: Ксения Лупандина, обучающаяся Коми республиканского экологического центра дополнительного образования. Ксения защитила исследовательскую работу на тему "Исследования шляпочных грибов на территории и в окрестностях центра экологического образования". Руководитель: педагог дополнительного образования Антонина Давыдова.
Как отмечает автор исследования, публикаций, затрагивающих исследования грибов, произрастающих в экосистемах промышленных городов, недостаточно.
"В нарушенных местообитаниях изменяется количественный состав грибов, исчезают редкие виды грибов, другие виды меняют свои места обитания, а некоторые и способ питания", - говорит К. Лупандина в своей работе.
Исследования проводились на четырех охраняемых площадках Республиканского центра экологического образования в Сыктывкаре. Область исследования в том числе граничила с территорией телецентра. В результате было выявлено 17 видов шляпочных грибов. Среди них – подосиновики, сыроежки, маслята и даже шампиньоны, а также пять видов ядовитых грибов. Был найден и редкий вид Феолепиота золотистая (Phaeolepiota aurea), который до 2021 года находился в Красной книге Республики Коми.
Екатерина Габова, воспитанница Центра детского творчества г. Сыктывкара, ученица 11 класса. Тема её работы "Влияние природных и ландшафтных условий на специфику банного строительства в Коми деревнях". Научный руководитель: педагог дополнительного образования, педагог-организатор Татьяна Канева.
"Казалось бы, о традиционной черной бане, бытовавшей у коми народа издревле известно все, или, по крайней мере - многое. Научных исследований, посвященных коми бане имеется достаточно много. Тем не менее, узнать нечто новое о старом, могут помочь совершенно неожиданные источники. Таким источником для выполнения нашей работы стали картины и этюды московского художника Владимира Стожарова", - сообщает Е. Габова.
Работы Стожарова, изображающие Пыссу и Сердлу, были взяты за основу исторического анализа по выбранной теме. В результате были выделены различные типы банных построек: четырех- и пятистенные, а также сложносоставные. Причиной столь существенной разницы в постройке бань (традиционная и столбовая) Е. Габова называет, прежде всего, ландшафт, в который вписываются села.
Анна Сивожелезова и Валерия Яковец, ученицы 6 класса школы п. Аджером Корткеросского района, выступили на федеральном этапе конкурса с работой "Оценка экологического состояния ручья". Руководитель проекта: педагог дополнительного образования, учитель географии Татьяна Михайлова.
Объектом исследования стали поверхностные воды ручья, протекающего по территории лесополосы рядом со школой Аджерома. Школьницы установили, что ручей находится в неудовлетворительном экологическом состоянии. Основными источниками загрязнения являются канализационные стоки, сточные воды жилищно-коммунального хозяйства.
"При беседе с жителями п. Аджером выяснилось, что сточные и канализационные стоки регулярно попадают в ручей, особенно это усиливается осенью и весной. Если не вмешаться в данный процесс загрязнения ручья, то это может привести к обмелению русла ручья и исчезновению озера, в которое он впадает. На сегодняшний день, данная проблема стоит очень остро, и жители поселка готовы помочь в решении сложившейся ситуации", - заключили авторы проекта.
Сёстры Добриковы, Мария и Ульяна, которые учатся в 6 классе школы № 35 с г. Сыктывкара, защитили исследовательский проект "Историческая достоверность книги Эдуарда Веркина "Облачный полк" о пионере-герое Лёне Голикове". Руководитель: учитель истории Анна Гурьева.
"В преддверии знаменательной даты 80-ой годовщины начала Великой Отечественной войны, мы отмечаем тот факт, что дети ХХI века мало интересуются прошлым своей страны, мало знают о героических страницах истории своей Родины. В наше поле зрения попала замечательная книга писателя Эдуарда Веркина, нашего земляка и современника, главным героем которой был участник партизанского движения 16-летний паренек по прозвищу Саныч. Мы решили, что знакомство с этим произведением обогатило бы знание наших сверстников об истории Великой Отечественной войны, познакомило их с партизанским движением и участием подростков в борьбе против немецко-фашистских захватчиков", - начинают свою работу Мария и Ульяна.
Девочки исследовали историю Героя Советского Союза, одного из шести пионеров-героев, погибших в годы Великой Отечественной войны Лёни Голикова, который стал прототипом главного героя книги. Сопоставили реальные и вымышленные события, представленные в произведении. Долгое время считалось, что фотографий Лёни Голикова не сохранилось, и для портрета, созданного Виктором Фоминым в 1958 году, позировала сестра Лёни — Лида. Но есть и подлинная фотография героя.
Лёня родился 17 июня 1926 года в деревне Лукино Новгородской области. В марте 1942-го стал разведчиком 67-го отряда Ленинградской партизанской бригады. Ему было 15 лет. За время 27 боевых операций юный партизан уничтожил 78 вражеских офицеров и солдат, подорвал 14 мостов и 9 автомобилей противника. Самый значимый подвиг в его воинской биографии был совершен 13 августа 1942 года. Находясь в разведке, Голиков с напарником подорвал легковой автомобиль врага. Как оказалось, в нем находился генерал-майор инженерных немецких войск Ричард Виртц, найденный при нем портфель содержал очень ценные документы. За совершенный подвиг Л. Голиков был награждению медалью "За отвагу". 24 января 1943 года в бою в селе Острая Лука Псковской области он погиб. Представлен к званию Героя Советского Союза посмертно.
Дипломом лауреата награждена ученица средней общеобразовательной школы № 42 г. Воркуты Антонина Сенькина. Она представила аудитории доклад о влиянии исторических событий, происходивших на территории Российской Федерации в начале XX века, на судьбу братьев семьи Чеусовых. Руководитель: учитель английского языка Наталия Солопова.
Антонина исследовала историю своей семьи.
"Мой прапрапрадед Чеусов Андрей Иванович родился в 1838 году в старинном селе Выльгорт, первые упоминания о котором относятся к 1586 году. С XVI века потомки Чеусовых и живут здесь. У Андрея Ивановича было две жены и восемь детей. Сведений Он прожил долгую жизнь простого крестьянина и умер в 1940 году. Гораздо драматичнее оказались судьбы трёх его сыновей, о которых и пойдёт речь в исследовательской работе", - сообщила А. Сенькина.
Чеусов Фёдор Андреевич был церковным старостой. В 1933 году был отнесён к группе зажиточных крестьян, признан кулаком, за неуплату единого сельхозналога был раскулачен и лишён свободы. Чеусов Григорий Андреевич участвовал в русско–японской войне, получил медаль. Кроме того, служил в составе действующей армии во время Первой мировой войны, был в плену у немцев. Чеусов Андрей Андреевич, прапрадед Антонины, тоже участвовал в Первой мировой войне и был награждён Георгиевским крестом IV степени.
Антонина подробно исследовала историю каждого брата. Информацию собирала по крупицам, главным образом, опираясь на факты из архивных документов.
"По–разному сложились судьбы троих братьев, живших в одно время в одной стране. Больше всего я испытывала удовольствие, когда работала с архивными документами. Это и опись имущества Фёдора Андреевича за неуплату единого сельхозналога от 6 апреля 1933 года, и уведомление о приёме Андрея Андреевича в лазарет № 93 в Петрограде от 23 апреля (6 мая) 1915 года, и посемейный список Выльгортской волости, составленный в 1886 году. Я думаю, это истинное удовольствие прикоснуться к истории наших предков, ведь без них не было бы нас", - пишет в заключении лауреат Всероссийского конкурса исследовательских работ обучающихся им. В. И. Вернадского Антонина Сенькина.
Напомним, очный тур регионального этапа Всероссийского конкурса исследовательских работ обучающихся им. В. И. Вернадского состоялся 12 марта в Региональном центре выявления и поддержки одаренных детей в области искусства, спорта и науки в Республике Коми "Академия юных талантов". По его результатам были определены победители и призёры конкурса. Лучшие работы были представлены для участия в федеральном этапе.
Всероссийский конкурс юношеских исследовательских работ им. В. И. Вернадского является дистанционно-очной комплексной образовательной программой, формой сетевого взаимодействия образовательных учреждений, учащихся, учителей и ученых из разных регионов России и стран мира.
Цель Конкурса - интеллектуальное и личностное развитие юношества из России и других стран, участвующих в исследовательской деятельности; развитие системы организации и инфраструктуры исследовательской деятельности учащихся в образовательных учреждениях.
Конкурс направлен на приобщение юношества к традициям российской научной школы, явившей миру великие открытия и достойные образцы гражданственности. В. И. Вернадский занимает особое место в русской и мировой культуре, как создатель научно- философского обобщения - учения о ноосфере - сфере человеческого разума и ее великой созидательной силе. В этом учении логично объединились природа и люди, населяющие Землю, их взаимосвязи. Основные положения учения В. И. Вернадского легли в основу международной концепции устойчивого развития.
Учредитель: межрегиональное общественное Движение творческих педагогов "Исследователь".
Организаторы: Неправительственный экологический фонд им. В. И. Вернадского; Комиссия по разработке научного наследия академика В. И. Вернадского при Президиуме РАН; ФГБУН Институт геохимии и аналитической химии им. В. И. Вернадского РАН; ФГНБУ Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО; ГБОУ г. Москвы Школа № 1553 им. В. И. Вернадского; ГБПОУ г. Москвы Колледж архитектуры, дизайна и реинжиниринга "26 КАДР".
Конкурс проходит при поддержке: Российской академии наук; Международного движения в поддержку научно-технического досуга молодежи МИЛСЕТ (MILSET); Факультета глобальных процессов МГУ имени М. В. Ломоносова.
Организатор регионального этапа: Региональный центр выявления и поддержки одаренных детей в области искусства, спорта и науки в Республике Коми "Академия юных талантов".