Коми участвует во всероссийском инклюзивном фестивале "ЛюдиКакЛюди".
Сегодня, 2 апреля, в Сыктывкарском гуманитарно-педагогическом колледже имени И. А. Куратова открылась региональная площадка фестиваля. Она объединила педагогов, психиатров, дефектологов и логопедов, которые работают с детьми с расстройствами аутистического спектра.
Как отметили организаторы площадки, 2 апреля в России ежегодно проходит инклюзивный фестиваль "ЛюдиКакЛюди", в рамках которого проводятся творческие мастер-классы, выставки, лекции, концерты, консультации. Таким образом, фестиваль информирует о проблеме аутизма. Поддерживает и включает в социальную среду людей с расстройствами аутистического спектра и их семей, помогает обществу в понимании и принятии "особых людей".
Заместитель директора республиканского центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Наталья Карманова подчеркнула, что в прошлом году по понятным всем причинам фестиваль не проводился. Сегодняшняя площадка посвящена педагогам, работающим с детьми-аутистами.
"Мы готовы представить оборудование, которые приобрели буквально недавно благодаря сотрудничеству с Минтрудом Коми в рамках реализации мер по развитию стационарно-замещающих мероприятий. Это оборудование предназначено для социализации детей и их развития. На площадке также можно познакомиться с фотовыставкой – с некоторыми моментами работы нашего центра по сопровождению детей с аутизмом, выставкой творческих работ детей, обучающихся в наших образовательных организациях", - рассказала Н. Карманова.
Еще в 2018 году в Коми насчитывалось 100 детей с РАС (расстройство аутистического спектра), в том числе с риском РАС. В 2019-м таких детей уже стало 134, а в 2020 году их количество достигло 174. Психолого-педагогическое сопровождение детей-аутистов в республике осуществляют 136 педагогов-психологов, 70 учителей-дефектологов, 120 логопедов, 41 социальный педагог, а также воспитатели, музыкальные руководители и специалисты по адаптивной физкультуре.
В рамках площадки проходит круглый стол "Аутизм. Маршруты помощи", на котором педагоги и психиатры делятся своим опытом работы о мерах диагностики и оказания помощи детям с РАС, о коррекционных курсах, о сопровождении особенных детей в условиях детского сада, о формировании навыков глобального чтения у неговорящих детей с РАС.
Кроме того, темы разговора посвящены обучению детей средствами альтернативной дополнительной коммуникации.
Как отметила учитель-дефектолог Инга Кузнецова, дети с расстройством аутистического спектра отличаются выраженным дефицитом общения, задержкой интеллектуального и эмоционального развития.
"Они ограничены в социальном взаимодействии. И наш образовательный процесс направлен на адаптацию ребенка с особыми потребностями, - заметила дефектолог. – В зависимости от цели и задач занятия мы используем оборудование, которое квалифицируется по нескольким категориям. Это обучающие комплекты, тактильные наборы, оборудование для развития фантазии и общения, наборы для коллективных игр".
По словам дефектолога, стандартизированное оборудование для лечения аутизма позволяет грамотно организовать процесс взаимодействий воспитателя с ребенком, страдающим нарушением моторики, дефектами осознания причинно-следственных коммуникативных восприятий.
"Если вы работаете с ребенком-аутистом, то работаете именно с этим ребенком – других детей, похожих на него, нет. Поэтому к каждому ребенку у нас индивидуальный подход. Мы работаем с одним ребенком очень длительный период, и он привыкает к нам очень долго", - заключила она.