В начале ноября прошлого года Игорь Булатов занял пост первого заместителя председателя правительства республики Коми. В новой должности бывший вице-президент крупнейшей в России промышленно-строительной группы сконцентрировался на работе и пока не стремился к публичности – больших интервью в СМИ вы не найдете. В разговоре с ИА "Комиинформ" второй человек в республике рассказал, что общего у государственного управления и бизнеса, с какой мотивацией он приехал в регион. И.Булатов также взял курс на максимальную открытость в публичном пространстве.
- Почти три месяца назад вы получили назначение, но первое обстоятельное интервью даете только сейчас. Можно узнать причины?
- Разумеется, какое-то время понадобилось на то, чтобы погрузиться в процессы, ознакомиться с положением дел. А с пониманием текущей ситуации, целей и планов — пришла готовность и возможность содержательно отвечать на вопросы. Для меня очевидно, что у людей должно быть представление о работе государственных служащих, о том, какие первоочередные и стратегические задачи стоят перед ними. Это необходимо, потому что нам вместе предстоит решать — как будет дальше развиваться наша республика. Поэтому я всегда приветствую обратную связь, готов рассказывать о своей работе. Буду рад наладить диалог как с профессиональным медиа-сообществом, так и с общественностью, населением. Уверен, мы найдем форматы, которые позволят нам информировать друг друга открыто и полноценно.
- Как жители республики, представители общественности, бизнеса смогут высказать вам свое мнение, рассказать о проблемах, потребностях?
- Я постараюсь предоставить такую возможность всем желающим — обязательно будут проводиться встречи с гражданами, бизнесом, на разных площадках, где можно будет задавать вопросы, высказывать свои предложения. Не будем ограничиваться каким-то одним форматом, есть личный прием, есть официальные обращения, но есть и социальные сети, последнее время онлайн-коммуникации вышли на новый уровень и позволяют оперативно отвечать на запросы. Неважно, через какой канал поступает обращение — я отношусь к нему одинаково серьезно.
Диалог с бизнесом также надеюсь наладить с помощью различных региональных объединений, отраслевых и профессиональных. Если у представителей бизнес-сообщества есть заинтересованность в развитии, росте, в совместной работе — мы обязательно найдем общий язык.
- А в чем ваша личная мотивация в новой работе? Этот вопрос возникал в обсуждениях на региональных площадках.
- Мотивация простая: желание применить свои навыки и знания, которые я получил в крупном бизнесе, на новом ответственном уровне — как государственный служащий. Это новый масштаб, когда за тобой стоят 800 тысяч человек населения республики, но с профессиональной точки зрения — задачи схожи. Отдельно меня привлекла возможность поработать в команде такого руководителя, как Владимир Викторович, который создает условия для воплощения накопленного опыта, реализации идей, с учетом задач региона.
- Раз вы упомянули, что пришли в государственное управление из бизнес-сообщества, можете уже сравнить сферы деятельности?
- У меня большой опыт многофункционального управления, который востребован в том числе и на госслужбе. Везде есть необходимость в комплексном развитии, и мне приходилось заниматься этим на высшем уровне в строительстве, энергетике, промышленном инжиниринге, страховании. А задачи, которые стоят перед руководителем, по сути, одни те же – поиск источников роста, выстраивание управленческой системы, снятие иногда, казалось бы, непреодолимых разногласий, налаживание эффективного взаимодействия.
Работа на руководящих должностях в крупных коммерческих структурах требует моментального реагирования на любые возникающие вопросы, ориентирована на то, чтобы находить верный выход из любых ситуаций. Все это дает реальный, практический опыт принятия оптимальных решений. В государственной системе есть свои закрепленные пути взаимодействия, принятия и реализации решений, но я вижу, что все структуры открыты к сотрудничеству, как на региональном, так и на федеральном уровне. И если говорить о последнем — то нас слушают и слышат, наши инициативы обсуждаются и принимаются для дальнейшего внедрения уже на территории республики.
Конечно же, вместе со всеми нам приходится переживать очень непростое время, пандемия отразилась на экономическом положении всей страны. Для нашей республики это наложилось на изменения в налогообложении ключевых отраслей, повышение НДПИ. Но это внешние условия, которые от нас не зависят и которые нам приходится учитывать.
Но я был готов к работе в формате 24/7. Вот вам, кстати, еще одно важное качество, которое развивается в бизнесе.
Я знал, куда иду, шел в команде под руководством Владимира Уйба, и поэтому уже есть понимание задач и как добиваться их решения.
- Но к новой сфере деятельности — госслужбе — добавляются еще и региональные особенности? Что приходится учитывать, как корректировать навыки управления?
- Проблемы и задачи развития республики Коми, интересы граждан, бизнеса были не так заметны в федеральной повестке, как хотелось бы и как они того заслуживают. Какое-то количество федеральных программ, которые могли способствовать развитию региона, были не задействованы. Это упущение, которое нужно исправлять. Для этого будем более интенсивно взаимодействовать с федеральной властью, запускаем межведомственные процессы, входим в новые программы, утвержденные федеральным центром, чтобы регион не был некой "вещью в себе".
Наша цель — чтобы нас слышали, узнавали и поддерживали наравне с другими субъектами Российской Федерации. И это уже удается: недавно прошла успешная командировка в столицу, в ходе которой смогли обсудить как глобальные вопросы – создание особой экономической зоны для стимулирования развития обрабатывающей промышленности или урегулирование по долгам по тепло- и энергоснабжению, так и более локальные, как обновления парка "Комиавиатранс". Своих целей по этим направлениям мы достигли и будем продолжать двигаться поступательно, шаг за шагом.
- Очень обнадеживающе это слышать, но все же остается тревога, что вы можете заскучать по более привычным ранее поездкам за границу, да и просто по столичной жизни — как вам понравился морозный Сыктывкар?
- Понимаю, что вы не могли не спросить! (улыбается) Давайте не будем ориентироваться только на то, что попадает в СМИ определенного формата. Все же работе я уделяю несравнимо больше времени и сил — пусть это и остается незамеченным "глянцевыми" журналами и сайтами. А для моей жены, как посла ФИФА, выходы в свет — это тоже часть работы. Конечно, такая значимая часть жизни близкого человека, становится и частью твоей. Я уважаю свою жену и принимаю её образ жизни. А за кулисами "светской хроники" осталось, например, то, что Виктория недавно вошла в попечительский совет Сыктывкарского специализированного дома ребёнка и уже начала помогать этому учреждению.
Что касается мороза — никогда не был любителем южного климата и гораздо больше люблю зиму. Поэтому мороз не в тягость, а, наоборот, получаю удовольствие и от климата, и от условий жизни. Утром на работу, ночью с работы – для меня это идеальный график, организм к нему давно привык. Полное удовлетворение от хрустящего снега и свежего воздуха. Да и, в целом, климат не такой уж суровый, каким его описывают. Это относится и к республике: Коми и ее жители гораздо “теплее”, чем иногда пишут и говорят.
- То есть опасения, что вы при каждом удобном случае будете стремиться домой, были напрасными? Но получится ли у вас радеть за регион так, как у тех, для кого Коми — настоящая родина?
- За все время пребывания на службе выезжал в Москву исключительно в командировки либо с руководителем, либо по его поручениям. Я приехал сюда жить и работать для решения задач, которые поставлены президентом РФ и главой республики. Надеюсь, что скоро таких вопросов не будет возникать, потому что по моему отношению и результатам будет понятно, что это всерьез и надолго.
Необязательно родиться где-то, чтобы переживать за будущее этого края. А для успешного развития нужно рассчитывать не только на собственные силы, но и привлекать поддержку федерального центра, без чего сложно добиться масштабных успехов. И по тому, как сейчас пошла работа, как мы включаем ряд инициатив в федеральную повестку, как мы входим в ряд национальных мероприятий, госпрограмм, в которых Коми раньше была недостаточно активно представлена, уже можно говорить о системном движении вперед.
- Нет ли перекоса во внимании правительства к федеральным проектам в ущерб внутренним делам?
- Здесь нужен комплексный подход, работа должна делиться на внешний и внутренний периметр. Ко внутреннему периметру относится взаимодействие с министрами, ключевыми заместителями, отраслями и так далее. Внешний — это коммуникация между федеральной и республиканскими властями, которую обеспечивают зампреды и председатель правительства.
Сейчас команда еще проходит процесс "притирки", как и внутри, так и в детальном погружении во все внутриреспубликанские тонкости. Но мы стараемся идти ускоренным темпом, чтобы быстрее определить все слабые места, точки роста и соответственно работать в этих направлениях.
- К тому, что местная элита вас не примет с распростертыми объятиями, были готовы?
- Это нормально (улыбается). Мы открыты, доступны и готовы слышать. Может быть, нас еще не услышали все, до кого хотелось бы донести свои идеи, кто-то пока не готов принять новое. Но недопонимания мы со временем снимем, главное, чтобы не было именно нежелания сотрудничать, целенаправленного отказа.
- Как встречали на местах во время рабочих поездок по региону?
- Встречался с открытыми людьми, готовыми к диалогу. Они хотят быть услышанными, и это правильно. Фиксируем все запросы, пожелания, и прорабатываем. Были озвучены интересные идеи и те действия, которых ждут от правительства республики. Для себя отметил желание и потребность работать, и хочется поддержать это стремление, открыть перспективы. Главное, все понимают, что нужно для улучшения качества жизни и социальной и экономической обстановки.
- Можно узнать об акцентах в деятельности правительства на ближайшие сроки?
- Как я уже говорил, коронавирус и пандемия плюс нефтяной маневр сильно повлияли на ситуацию в республике. В этих условиях нужно аккуратно подходить к распределению бюджета, разумно использовать федеральные программы. Не могу сказать, что будут отдельные акценты на определенные направления, скорее комплексный подход. Начиная от социальной сферы, городской среды, коммунального хозяйства, развития малого и среднего предпринимательства, заканчивая масштабными инвестиционными проектами. Уделяем внимание и медицине, образованию.
Сейчас для нас будет важно выдерживать заданный высокий темп работы, идти к намеченным целям.
- Как быстро реально поднять общий уровень энтузиазма и доверия?
- Для начала поменять общий настрой с "как все плохо" на "вместе мы сделаем лучше". Тогда пойдет вовлеченность в созидательные процессы, а не разрушительные. Разрушение, негатив – путь в никуда, надо менять внутренний климат. Критиковать и искать изъяны многим нравится больше, чем зажечься новыми веяниями, объединиться вокруг них. Ведь есть же предпосылки. Может прозвучать нескромно, но сюда приехала команда успешных профессионалов, работать на благо республики, и показать в чем-то даже своим примером, что у Коми широкие возможности для выхода на достойный уровень жизни.
- Если представить, что вас услышали и пошли за вами, то сколько времени потребуется, чтобы прочувствовать изменения к лучшему?
- Отвечать на вопрос после трех с половиной месяцев на своей позиции было бы популизмом. Занимаемся инфраструктурой, улучшением экономической ситуации с целью наполнения бюджета. И, шаг за шагом двигаясь по намеченному плану, возможности населения будут расти — с появлением новых рабочих мест, ростом социальных благ, зарплат.
Будем реализовывать потенциал в развитии малого и среднего бизнеса, в использовании природных богатств, арктической зоны. В год своего столетия республика должна была услышать, как именно будут достигаться цели социально-экономического развития, и, как вы прекрасно знаете, на днях Владимир Викторович публично презентовал перед Госсоветом весь комплекс конкретных мер и шагов. Это наш манифест, наша дорожная карта на ближайшее будущее.