Органы следствия 15 января отметили десятилетие со дня образования. "Комиинформ" публикует интервью с 26-летней Ириной Ширяевой — следователем Сыктывкарского следственного отдела Северо-Западного следственного управления на транспорте СК РФ.
- Ирина, ведомство отмечает 10-летие. Какие итоги можно подвести за этот период работы? Каковы основные достижения? Какие проблемы необходимо решать?
- Принятие закона "О Следственном комитете Российской Федерации", вступившего в силу с 15 января 2011 года, стало закономерным итогом реформы, в ходе которой были разделены функции следствия и надзора.
Обращаясь к истории, можно отметить, что в лице Следственного комитета возрождается созданная 300 лет назад во времена Петра Великого концепция вневедомственного предварительного следствия. Созданные им майорские канцелярии подчинялись непосредственно главе государства и также расследовали преступления в отношении высокопоставленных чиновников, уличенных в коррупции.
Сейчас полномочия Следственного комитета значительно шире. К его компетенции относится расследование особо тяжких преступлений против личности, должностных и коррупционных преступлений, в сфере экономики, против мира и безопасности человечества и других.
С 2011 года в суды для рассмотрения по существу следователями СК России направлен почти 1 миллион уголовных дел. Государству и гражданам, потерпевшим от преступлений, возмещен ущерб на сумму свыше 300 млрд рублей. Это общий результат работы следователей, криминалистов СК России при содействии оперативных подразделений других правоохранительных структур, а также государственных органов.
- Какие резонансные дела в Коми за 2020 год можно отметить? Каковы результаты проверок?
-В производстве Сыктывкарского следственного отдела на транспорте СЗСУ находится уголовное дело по факту жесткой посадки самолета в аэропорту Усинска. В ходе следствия установлено, что 9 февраля 2020 в 12.25 при заходе на посадку в аэропорту Усинска воздушное судно Боинг 737-500 авиакомпании "ЮТэйр" под управлением командира и второго пилота, следовавшего по маршруту "Москва-Усинск", совершило жесткое приземление на нижнюю часть фюзеляжа. На борту в этот момент находилось 6 членов экипажа и 94 пассажира. Жертв и пострадавших не оказалось, кроме девочки, которая получила незначительное обморожение рук.
Причиной происшествия стал излом шасси. Авиакомпания "ЮТэйр" понесла крупный ущерб.
В настоящее время проводятся следственные и процессуальные действия, направленные на установление виновных лиц. Готовится командировка нашего следователя в Тюмень.
По делу, которое насчитывает 11 томов, уже проведена летно-техническая экспертиза.
Также 2 августа 2020 возбуждено уголовное дело по факту схода 11 грузовых полувагонов, груженых бокситом, находящихся в составе грузового поезда № 2021 сообщением "Чинъяворык-Москва".
Происшествие произошло 1 августа в 20.17 на железнодорожном перегоне "Крепежная-Иоссер" Северной железной дороги. В результате происшествия частично или полностью оказались разрушены объекты транспортной инфраструктуры, повреждены 3 стрелочных перевода, не менее 500 метров железнодорожного пути, которые подлежат замене, а также около 600 метров железнодорожного пути, которые требуют частичной замены деревянного стрелочного бруса на железнодорожном перегоне.
Причиной произошедшего стал некачественный ремонт и сдвиг оси колесной пары.
РЖД понесло ущерб на сумму более 1 000 000 рублей. В настоящее время по уголовному делу проведена судебно-технологическая экспертиза. Проводятся следственные и процессуальные действия, направленные на установление виновных лиц.
- Что можно сказать о происшествии, когда в Ухте на дорогу для автомобилей сел самолет?
- Когда мне позвонили и сообщили, что в Ухте на дорогу сел самолет, я не поверила. Такое нечасто бывает. В самолете находились два человека, никто из них не пострадал. В возбуждении дела отказали, пилот убедился в безопасности своего маневра. А вот если бы пострадал человек, уголовное дело бы возбудили.
- Это самые резонансные дела. А сколько смертельных и несмертельных случаев травмирования на транспорте зарегистрировано в 2020 году? Что можно сказать о тенденции?
- Руководителем Северо-Западного следственного управления на транспорте СК РФ и руководителем Сыктывкарского следственного отдела на постоянной основе организовываются личные приемы граждан, куда люди обращаются с различными проблемами, в том числе и по факту смертельных и несмертельных случаев травмирования на транспорте.
По СЗФО создана рабочая группа в сфере безопасности на железнодорожном транспорте, профилактическая работа проводится на постоянной основе. Эта работа привела к положительной динамике уменьшения травмирования граждан на железнодорожном транспорте. Тенденция к уменьшению железнодорожных травмирований со смертельным исходом в сравнении с 19 годом достигла 30%.
Всего в 2020 году на транспорте произошло два смертельных случая травмирования, тогда как в 2019 таких фактов было пять.
Зафиксированы и несмертельные случаи травмирования. Так в 2020 году в Ухте мужчина опаздывал на свой поезд. Он подбежал к составу, когда тот уже находился в движении, мужчина запрыгнул на него, не удержался и упал.
Свидетелями инцидента стали сотрудники транспортной полиции, которые оказали пострадавшему помощь. Серьезных травм он не получил.
Тем не менее после происшествия следователи давали оценку работе должностных лиц, начальника поезда, проводников, машиниста.
В возбуждении дела было отказано.
- Какие районы Коми дают наибольшее число преступлений на транспорте? Какова причина?
- Транспортный узел сосредоточен в Сосногорском регионе, головные офисы структурных подразделений ОАД "РЖД" также в Сосногорске. Поэтому происшествия сконцентрированы там.
- Какой вид транспорта в Коми является наиболее "проблемным"?
- Железнодорожный, это обуславливает большая протяженность Северной железной дороги и большим пассажиропотоком.
- Что сегодня меняется в сфере транспорта в положительную или негативную сторону?
- Наблюдается снижение случаев травмирования граждан на территории Республики Коми. Нужно отметить, что жители Коми и сами стали более ответственно относится к своей безопасности.
- С какого года вы работаете в отделе? Какие дела вели и ведете сейчас?
- В должности следователя Сыктывкарского следственного отдела на транспорте состою с февраля 2019 года. За два года работы в моем производстве находились дела различной категории: преступления против порядка управления, преступления коррупционной направленности, преступления против безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.
- Что остается самым сложным в работе?
- По моему мнению, профессия следователя одна из самых сложных. Ежедневно нам приходится сталкиваться с проблемами людей и мы понимаем, что на нас лежит большая ответственность, потому что мы служим для людей, общества и государства в целом.
Следователь это тот человек, который, выбрав эту профессию, должен с полной отдачей выполнять свои должностные обязанности, обязательно любить свою работу и даже когда возникают трудности не унывать, а искать решение той или иной проблемы, не падать духом и идти только вперед, выполняя свою работу ответственно, помня как о юридической, так и моральной ответственности принимаемых решений.
В данном случае я имею ввиду то, что усталость, загруженность, какие-либо тяжелые ситуации в работе никак не должны сказываться на принятии законных, обоснованных решений и защите прав и свобод граждан.
Самым сложным остается работа с людьми, потому что приходится сталкиваться с разной категорией граждан. Главное, как я считаю, к каждому найти свой подход. Также отметила бы то, что в сутках необходимо более 24 часов, объем работы очень большой. Здесь важным является грамотное планирование своей работы. Я учусь этому каждый день.
- А что помогает вам справляться с задачами? Где черпаете вдохновение?
- Отдыхать помогают встречи с друзьями. Отключиться от дел — художественная литература, классика. Иногда хожу в спортзал или занимаюсь вокалом. Я поняла, что если устраивать себе хотя бы небольшой выходной, работается лучше.
- Расскажите пожалуйста, как пришли в профессию, почему выбрали именно ее, и как к вашей работе относится семья?
- Я с детства хотела связать свою работу с правоохранительными органами. Я всегда хотела помогать людям, а особенно детям. В 2014 году, обучаясь на 2 курсе юридического факультета Коми республиканской академии государственной службы и управления, я решила пойти на практику в следственный отдел по Сыктывкару СУ СКР Коми.
Первая практика длилась месяц и несмотря на то, что я в тот момент оказывала помощь следователю, выполняя лишь техническую работу, я потихоньку узнавала, чем ежедневно занимается следователь. После практики я поняла, что хочу побольше узнать об этой работе, чувствовала, что-то свое, и как раз мне предложили стать общественным помощником следователя.
Статус общественного помощника закреплен в законе и он относится к кадровой политике ведомства.
Когда работала общественным помощником следователя, выезжала на осмотры места происшествия, оказывала следователю техническую, организационную и информационную помощь. Затем постепенно училась подготавливать проекты процессуальных документов. Моим наставником был Александр Белов.
Мне нравилось быть общественным помощником следователя. В первую очередь, потому что все теоретические знания, полученные в учебном заведении, я могла применять на практике.
На третьем курсе обучения я настолько увлеклась всем этим, что на учебе мне были интересны в основном только уголовно-правовые дисциплины. Написала диплом на тему "Взаимодействие следственных органов и оперативных подразделений ОВД. Правовые проблемы и пути решения".
Все это время меня поддерживает мой папа. Как, в принципе, и в других делах. Он никогда не говорил "зачем все это надо". Он всегда поддерживал меня и сейчас интересуется, как у меня дела.