Управлением Россельхознадзора по Коми зафиксированы многочисленные факты поставок продовольственного фальсификата по государственным контрактам, сообщает ведомство.
По оценке ведомства, в республике сложилась крайне неблагоприятная обстановка в сфере продовольственного обеспечения бюджетных учреждений (школы, детские сады, больницы, интернаты и т.д).
В результате проверок выявлены факты поставок в бюджетные учреждения фальсифицированной молочной продукции, а также пищевой продукции сомнительного происхождения.
Мониторинг проводился посредством выборочной лабораторной экспертизы образцов пищевой продукции, а также путем аналитической обработки сведений о хозяйственной деятельности предпринимателей в ФГИС "Меркурий".
По итогам проведенных в лабораториях Россельхознадзора экспертных оценок в истекшем периоде 2020 года фальсифицированными признаны 52,1 % образцов молочной продукции, отобранных в бюджетных учреждениях Коми.
В 2019 году фальсифицированными признаны 45,7 % исследованных проб, в 2018 году - 55,1 %.
По фактам выпуска в оборот фальсификата в отношении производителей Россельхознадзором Коми возбуждены дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.43 КоАП РФ, приняты меры по прекращению действия деклараций о соответствии продукции требованиям нормативных документов в области безопасности и качества.
В ходе мониторинга также установлены факты подставок молочной продукции в бюджетные учреждения предприятиями-фантомами, а также продукции, безопасность и качество которой вызывают серьезные опасения.
По данным фактам в адрес конкретных бюджетных учреждений Коми Управлением направлено 48 информационных обращений, предостерегающих от использования опасных продуктов, поступивших по госконтрактам, с настоятельными рекомендациями об обеспечении её лабораторной экспертизы и дальнейшего проведения претензионной работы с поставщиками. Однако эти обращения не нашли должного отклика от должностных лиц государственных бюджетных учреждений и в большинстве случаев оставлены без внимания.
Ведомство также отмечает, что многотысячные штрафы не улучшают ситуацию. Россельхознадзор Коми считает основной причиной сложившейся ситуации ненадлежающую организацию госзакупок, а именно:
1) Неудовлетворительная работа по составлению технического задания на проведение закупки продовольственных товаров.
Бюджетные учреждения Коми, находящиеся по сути в одинаковых условиях, по факту имеют различные подходы к проведению данной работы. При этом, технические задания на проведение закупок в отдельных госучреждениях никоим образом не препятствуют закупкам фальсификата.
2) Ненадлежащая приемка поставляемой по госконтракту продукции.
В ряде случаев поставки продовольственных товаров в бюджетные учреждения осуществлены в сопровождении деклараций о соответствии пищевой продукции требованиям технический регламентов, действие которых прекращено, но при этом бюджетными учреждениями осуществлена приемка товара.
3) Непроведение экспертизы качества и безопасности поступивших по госконтрактам продовольственных товаров.
Экспертиза поставляемых по госконтрактам товаров, регламентированная законодательством РФ, проводится учреждениями формально, без проведения реальной оценки качества и безопасности, которая невозможна без привлечения специалистов в этой области, проведения лабораторных исследований продуктов, в результате чего в оборот повсеместно попадает фальсификат.
4) Непринятие мер по фактам поставок товаров, ненадлежащего качества.
В большинстве случаев, по причине непринятия соответствующих мер со стороны заказчиков госконтрактов, поставщики фальсификата не вносятся в реестр недобросовестных поставщиков по госконтрактам и продолжают беспрепятственно осуществлять предпринимательскую деятельность.
5) Способы проведения закупок продовольственных товаров, которые в большинстве случаев выбираются учреждениями, где единственным критерием для определения победителя является цена, - электронный аукцион, электронный запрос котировок дают преимущество производителям фальсификата, поскольку некачественная продукция имеет низкую себестоимость по сравнению с продукцией добросовестных производителей. Во многих регионах страны закупки продуктов с высоким риском фальсификации проводятся конкурсами, при проведении которых решающими могут быть неценовые критерии, такие как наличие собственного производства у участника закупки, длительность существования на рынке, наличие исполненных без нарушений контрактов, подтверждение соблюдения стандартов качества продукции при ее производстве и т.д.