Глава Коми по видеосвязи принял участие в совещании, посвященном развитию Северного морского пути. Об этом Владимир Уйба рассказал в своем традиционном видеообращении 21 октября.
Совещание в Мурманске провел провёл председатель правительства РФ Михаил Мишустин.
"Мы заинтересованы в развитии этого проекта, - рассказал руководитель Коми. - Республика является пилотным регионом по подготовке предложений по обеспечению объемов обратной загрузки Северного морского пути. Реализация проекта будет способствовать комплексному развитию республики, а также других регионов страны, не имевших выхода к морю".
Напомним, проект "Северный морской транзитный коридор" (СМТК) был инициирован в Госкорпорации "Росатом" в 2019 году и предполагает создание комплексной транспортно-логистической системы для организации международных транзитных морских грузоперевозок между Северо-Западной Европой и Восточной Азией через Северный морской путь (СМП), а также строительство коммерческого флота и двух транспортно-логистических узлов.
Коми готова выступить партнёром проекта СМТК. Дефицит обратной загрузки СМП сегодня является определяющей в вопросе развития морских арктических перевозок на маршруте Камчатка – Северо-Запад. Обеспечить "обратную загрузку" возможно за счёт объёмов экспортной продукции лесопромышленного, нефтегазового, горнодобывающего комплексов, пищевой и лёгкой промышленностей Коми.
"Наш лес может быть востребован в программе малоэтажного деревянного строительства на Сахалине и Камчатке. Речь идёт о быстровозводимых и разборных унифицированных конструкциях, которые готовы производить под заказ дальневосточных коллег предприятия республики, - считает В.Уйба. – Наша экопродукция, например, оленина или дикоросы, если мы объединим под единым международным брендом её объемы с НАО, Чукоткой, Камчаткой, то может получиться достаточный объём для выхода на международный рынок экопродуктов, например, Японии".
Обеспечить "обратную загрузку" СМТК возможно также грузами из других субъектов Российской Федерации, не имеющих выходы к морю. Эти грузы можно доставить к арктическим портам по дорогам и рекам Коми. Для этого необходимо обеспечить прямой доступ к морскому порту Усть-Кара, находящемуся в 160 км от Воркуты, а также провести расчистку русел рек и дноуглубительные работы по основным потенциальным речным транспортным артериям Коми – рекам Вычегде и Печоре.
Устье Печоры расположено между строящимся морским портом Индига (планируемый срок ввода объекта в эксплуатацию – 2025 год) и действующим морским отгрузочным терминалом в п. Варандей. Кроме того, через Коми проходит железнодорожная магистраль и автомобильная дорога "Сыктывкар – Ухта – Печора – Усинск – Нарьян-Мар", в связи с чем существует возможность доставки грузов до Печоры наземным транспортом, откуда возможна организация поставки грузов до портов Индига и Варандей с использованием судов класса "река-море".
Для сбора грузовой базы будет необходимо строить речной флот, которым можно загрузить как верфи СЗФО, Дальнего Востока, так и небольшие судоремонтные заводы, например, в Печоре.
По мнению В.Уйба, для формирования и организации логистики обратной грузовой базы Северного морского транзитного коридора внутри Коми есть все необходимые условия. Учитывая географическое положение, республика может стать надёжным транспортно-логистическим хабом по сбору и транспортировке грузовой базы в том числе соседних регионов Российской Федерации.