В столице Коми 7 октября презентовали автобусы с аппарелью - площадкой для колясок и колясочников. Транспорт выпустят на маршруты, чтобы удовлетворить потребность людей с ограниченными возможностями в передвижении по городу.
Четыре автобуса заказало Товарищество индивидуальных перевозчиков Сыктывкара. По словам руководителя Товарищества Татьяны Королевой, в ближайшее время будет принято решение, на какие маршруты они выйдут. Перевозчикам в течение недели нужно будет доустановить в салонах камеры наблюдения и кондиционеры, системы автоинформирования.
До конца года ожидается поступление еще двух автобусов среднего класса "Доступная среда" с аппарелью для маломобильных групп населения.
"Решение о приобретении такой техники было принято в связи с обращением горожан, которые жаловались, что им очень тяжело передвигаться по городу, - пояснила Т.Королева. - Кроме того, есть требование администрации, чтобы на линию выходили автобусы для маломобильных людей. Мы рассчитали, что рентабельным является выставление на линию автобусов среднего класса, так как маршруты товарищества отличаются низкой рентабельностью. Автобусы большого класса типа "НефАЗ" будут неокупаемыми (такие автобусы использует САТП №1 — прим. ред.) Мы приобрели ГАЗ "Вектор некст" в лизинг без участия государства. Стоимость одного автобуса — 3,5 млн руб".
ГАЗ "Вектор некст" перевозчикам Сыктывкара продемонстрировали специалисты из Ярославля. Специалисты сошлись во мнении, что на рынке сегодня существует единственная модель, которая может удовлетворять потребности перевозок маломобильных пассажиров именно в Сыктывкаре.
ГАЗ "Вектор некст" - это автобус среднего класса, количество посадочных мест — 19, общее количество мест — 50. Самое главное преимущество перед ПАЗ-32054, которые сегодня курсируют по городу, это наличие низкого пола и съемная аппарель.
Автобус оборудован кнопками вызова снаружи и внутри, которые позволяют сигнализировать водителю, что его вызывает пассажир с ограниченными возможности.
Заместитель руководителя администрации Сыктывкара Александр Можегов отметил, что автобусный парк должен обновляться. А перевозчикам по условиям конкурса установлено требование, что на линию могут выходить только те автобусы, которым не более 10 лет. Это условие выполняется.
Более того, в соответствии с документами федерального и муниципального планирования, автобусы должны постепенно начинать удовлетворять потребности маломобильных групп населения. Такие сертифицированные автобусы и приехали в Сыктывкар.
"В столице Коми все маршруты востребованы для перевозки маломобильных людей. К 2025 году более 50% автопарка должен составлять автотранспорт, который подходит для перевозки людей с ограниченными возможностями. В следующем году Сыктывкар будет устанавливать требование в 45%. Мы видим, что перевозчики подходят к этому вопросу ответственно и готовятся к таким изменениям", - заключил А.Можегов.
Председатель общественной организации людей с инвалидностью "Аппарель" Илья Костин уже не первый год занимается недоступными автобусами в Сыктывкаре. С его участием уже по четырем маршрутам в столице Коми вынесены судебные решения, в соответствии с которыми в автобусах для него должен быть обеспечен беспрепятственный доступ.
"Я очень рад, что ситуация меняется, и надеюсь, что доступных маршрутов в Сыктывкаре станет больше".
Как пояснил И.Костин, есть определенные ГОСТы, которые необходимо соблюдать при изготовлении автобусов. Их и оценил эксперт в ходе презентации. И.Костин выявил некоторые нарушения, информация о которых будет направлена на завод-изготовитель, чтобы в последующих партиях эти моменты были учтены.
"Безусловно, этими автобусами пользоваться можно. Но для людей, которые пользуются уличными колясками, или для людей на протезах трудности останутся. Для них высота лестницы по пути движения, к примеру, не должна превышать 4 см. В этих автобусах лестницы достигают 21 и 26 см. Человек на протезах не сможет проехать на этом автобусе. А стоя ему ездить нельзя, он может поредить здоровью. Для человека на инвалидной коляске по ГОСТу ширина места для размещения должна составлять 90 см. А в этих автобусах мы видим 81. На пандусе, например, высота борта должна составлять 5 см. Здесь в два раза меньше. А это нужно, чтобы при спуске коляску не повело, и ты не опрокинулся. Все замечания мы направим производителю, я очень надеюсь, что их исправят".
Как отметил И.Костин, в передвижении по городу нуждаются десятки-сотни человек, но они вынуждены оставаться дома, так как на маршруте нет низкопольных автобусов. Не выехать сегодня с района АТП, Дырноса, Ручейной, Краснозатонского. Неохваченных районов много.