Режим самоизоляции затронул каждого жителя Республики Коми. Многие родители перешли на удаленную работу из дома, а дети остались без детских садов и школ. Детям постарше проще, они могут занять себя сами и не беспокоить родителей во время работы, а вот с детьми дошкольного и младшего школьного возраста сложнее. Им требуется внимание родителей, время и место для игры.
По мнению педагога-психолога Регионального центра развития социальных технологий Артёма Краевского, детство каждого из нас ассоциируется с играми: догонялками, прятками, куклами, песочницами и т.д. Эти воспоминания одни из самых теплых, беззаботных. Не каждый родитель задумывается о том, какое значение несет в себе игра для развития ребенка. Что это такое: простое и веселое времяпрепровождение или что-то большее?
Дети дошкольного возраста большую часть времени проводят за играми, и от этого у родителей складывается ощущение, что играя дети тратят время на бесполезные занятия.
Игра – ведущий вид деятельности для дошкольника, в котором дети проводят большую часть времени, в которой ребенок воспроизводит основные смыслы человеческой деятельности и устраивает те формы отношений, которые будут реализованы и осуществлены впоследствии. Это приносит им радость, удовольствие, ощущение счастья от жизни. Помимо эмоционального настроя, который важен для психического и физиологического развития, игра является и средством самопомощи. У детей, в силу физиологической особенности, не развит механизм рефлексии. Они не могут переосмыслить свой опыт и то, что с ними произошло.
В воображаемых ситуациях дети проживают свой личный опыт, учатся реагировать на те или иные ситуации и подбирают удачные "выходы" из этих ситуаций.
Развивающее воздействие игры на ребенка невозможно без участия родителя. Чем младше ребенок, тем большее включение требуется от взрослого. Как вести себя родителю, участвуя в игре ребенка?
1. Присоединяйтесь к ребенку – это важная часть процесса. Следуйте за ним, будьте ведомым в его игре. Если ребенок младшего возраста, инициатива игры лежит на взрослом, с возрастом инициатива по игре должна переходить от взрослого к ребенку. В конечном результате ребенок сам должен проявлять инициативу, он главный в игре.
2. Отсутствие правил. Если ребенок делает что-то, на взгляд взрослого, не правильное, стоит обратить на это внимание. Ребенок пытается прожить какой-то свой личный опыт, с которым он столкнулся.
3. Эмоциональная вовлеченность взрослого. Реагируйте на эмоции ребенка, отражайте их. Вы можете произносить то, что видите сейчас: какую игрушку взял ребенок, что он делает с этой игрушкой, как реагирует сам ребенок и т.д. Например: "Ты взял красную игрушку", "Ты посадил красную игрушку за стол, игрушка сидит", "Красная игрушку сейчас злится и нападет на рыцаря!" Делая это, вы расширяете представления ребенка о себе и о мире, тем самым, он исследует свои эмоции и т.д.
4. Доверие. В совместной игре ребенок учится доверять не только себе, но и взрослому. Все вышеперечисленные пункты помогают развить доверительные отношения "ребенок – родитель".
Игровое пространство для ребенка должно быть организовано доступно: каким образом стоит мебель, где лежат игрушки, насколько они в реальном доступе для ребенка. Если игрушки расположены слишком высоко, они становятся недоступными для игры.
В нынешней ситуации очень важна возможность уединиться с ребенком для игры. Важно подумать о том, чтобы ребенок смог уединиться от шума и суеты в доме. Мог построить себе кукольный домик, шалаш из пледа и диванных подушек, замок. Сейчас это особенное важно, т.к. за долгое время, проведенное в режиме самоизоляции, границы личного пространства стерлись. Создавая игровое пространство, ребенок чувствует себя комфортно, меньше испытывает тревоги. А для родителя это шанс увлечь ребенка делом и заняться личными вопросами.
Многие родители знают, что играть с ребенком необходимо, но не знают как. Все необходимое для игры есть в каждом доме. Для детей дошкольного возраста подойдут игры для развития мелкой и крупной моторики: можно взять коробку, засыпать ее гречкой, фасолью, макаронами, добавить кинетического песка и все перемешать. Дети с удовольствием играют в такой импровизированной песочнице. А для детей постарше можно добавить в такую песочницу фигурки и попробовать проиграть сюжет какой-нибудь сказки. Так вы подключите воображение ребенка, сможете увидеть трудные ситуации, с которыми сталкивался ваш ребенок, и поможете прожить их в безопасном пространстве песочницы.
Для физической активности можно с ребенком собраться в поход: составить список вещей, которые необходимо взять с собой, нарисовать карту и отправиться в путешествие. Или создать спектакль: раздать роли, подготовить билеты и посадочные места.
Игра для ребенка – естественная и важная функция. Не бойтесь принимать идеи своего ребенка, будьте вовлечены в процесс и доверяйте ему.