Старший дознаватель ГУ МЧС России по Республике Коми Алексей Куликов — представитель династии огнеборцев, которая, как сказал сам Алексей, будет существовать, пока случаются пожары.
В интервью "Комиинформу" А.Куликов раскрыл секреты расследования пожаров, рассказал о самом резонансном пожаре в его практике, а также о том, откуда в детских игрушках берутся зажигалки.
- Алексей Юрьевич, с чего началась ваша династия?
- С 1977 года, с момента поступления моего отца Юрия Куликова в Ивановское пожарно-техническое училище МВД СССР. Он сам родился в деревне Сеняковка Сеченовского района Горьковской области. После окончания учебы отца для прохождения службы распредели в Коми, где он и познакомился с мой мамой Ольгой Алексеевной, которая жила в Сыктывкаре.
Государственной противопожарной службе отец посвятил всю свою жизнь. Начав в 1980 году трудовой путь с начальника караула УГПС МВД КОМИ АССР, служил на различных руководящих должностях среднего и старшего начальствующего состава. На заслуженную пенсию вышел с должности заместителя начальника Главного управления МЧС России по Коми (по государственной противопожарной службе) в звании полковник внутренней службы.
Мама пришла в пожарную охрану в 1993 году. Работала диспетчером "01" в пожарной части поселка Краснозатонский, принимала сообщения о пожарах. Потом служила в должности старшего инженера единой диспетчерской службы "01" Центра управления в кризисных ситуациях по Республике Коми. Сообщения о пожарах в единую диспетчерскую службу "01" поступали со всей республики. На заслуженную пенсию вышла в звании капитана внутренней службы.
Мы иногда шутим: у нас в семье есть все звания. Мама - капитан, я - майор, брат - подполковник, отец - полковник.
- Что значит династия в МЧС для вашей семьи?
- Династия продолжается по сей день. Я являюсь старшим дознавателем отдела административной практики и дознания Главного управления МЧС России по Коми. Мой старший брат и его супруга также служат в системе МЧС России.
Династия – это продолжение интересов семьи. Профессиональное становление отца происходило на наших глазах. Когда отца ночью поднимали на дежурство, звучали постоянные звонки... Как у нас говорят, он находился в круглосуточном оперативном ожидании. Это значит, что в любое время дня и ночи он решал служебные задачи. Либо по телефону, либо выезжал в подразделения пожарной охраны или на места пожаров и других происшествий.
У меня и моего брата с детства привилось своеобразное поведение и мышление. Ведь мы очень часто посещали места службы родителей.
В итоге мой брат пошел по стопам отца в службу пожаротушения, а я ушёл в органы государственного пожарного надзора.
Отец передал мне и брату свои навыки, познания, полученные им в период прохождения государственной противопожарной службы. Это, например, быстрота принятия оперативных, правильных и законных решений.
Также он научил не считаться с личным временем, при необходимости, в ночное или нерабочее время являться на службу для выполнения постановленных руководством задач.
Но вот что интересно. Если брат и отец заканчивали ведомственные учебные заведения - они изначально обучались по специализации пожарная безопасность, можно сказать пожарному делу, - то я получал образование в Сыктывкарском филиале Московской специальной средней школы милиции МВД России, в образовательном учреждении другого ведомства. В 2001 году сдал экзамены: русский язык, физкультуру и историю на положительные оценки и прошел по конкурсу.
По окончанию учебы в школе милиции мне была интересна служба органе дознания государственного пожарного надзора.
А сегодня руководство управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Коми может направить меня в любую точку Коми для оказания методической и практической помощи в расследовании различных крупных и резонансных пожаров.
Один из последних выездов - пожар в здании индустриального техникума в Сыктывкаре. Проверка по факту пожара завершилась вынесением постановления об отказе возбуждении уголовного дела.
- Здесь виновных не оказалось, а как вы относитесь к тем, кто совершил преступление?
- В нашей работе на первом месте - человеческое отношении к людям, даже несмотря на то, что человек может быть виновным в возникновении пожара и причинить ущерб. Среди них нередко встречаются лица без определенного рода занятий и места жительства, ведущие аморальный образ жизни. Но это не повод относится к ним предвзято.
Да, он причинил своими действиями материальный, моральный и физический ущерб, но он всё равно остаётся человеком, как и дознаватель.
В то же время очень хочется, чтобы люди понимали всю меру ответственности и всегда помнили, что их халатное отношении к соблюдению элементарных правил безопасного поведения и пожарной безопасности может привести к трагическим последствиям. А также о том, что за это предусмотрена не только административная, но и уголовная ответственность.
В большинстве случаев уголовные дела возбуждают в отношении лиц, допустивших нарушения требований пожарной безопасности. В их числе - неосторожное обращение с огнем, в том числе при курении.
Ответственность может наступать не только за пожары в жилых и дачных домах, на предприятиях, но и в лесах.
- Расскажите подробнее об этой практике?
- В 2018 году в Усть-Цилемском районе было раскрыто преступление, связанное с возникновением лесного пожара, произошедшего по вине женщины ("Комиинформ" подробно рассказывал об этом).
В 2019 году в Сысольском районе также раскрыто преступление, связанное с возникновением лесного пожара. На виновника вышли благодаря обнаруженным на пожаре обгоревшим частям мобильного телефона.
В начале этого года возбуждено уголовное дело и уже направленно в суд.
- Есть какой-то необычный случай в вашей практике?
- Все пожары индивидуальны, нельзя выделять из них особенные. Но один из самых страшных пожаров в моей практике - это трагедия, произошедшая в Троицко-Печорском районе. Тогда погибли четыре человека, в том числе двое детей.
Пожар случился в двухэтажном деревянном доме. Я выезжал туда для оказания практической помощи сотрудникам территориального подразделения надзорной деятельности Троицко-Печорского района. В рамках проверки устанавливался очаг и причина возникновения пожара, а также пути его распространения.
Причиной стало неосторожное обращение с огнем - зажигалка.
- Насколько морально тяжело расследовать такие происшествия?
- Сотрудники МЧС должны обладать крепкой психикой, быть морально устойчивыми. Психологическая нагрузка есть, нельзя отрицать. Но мы знаем, с какой целью следуем на место пожара и с какими последствиями можем столкнуться. У нас вырабатывается иммунитет к чувству тревоги и страха.
Но первые моменты – самые тяжелые, и запоминаются очень ярко, можно сказать на всю жизнь. Был такой случай и в моей практике. В 2003 году я выехал на пожар в двухэтажном доме по улице Оплеснина в Сыктывкаре, где погиб мужчина. Работал ночью, один в темном помещении, фиксировал последствия пожара с кассетной видео камерой в руках. В какой-то момент мне показалось, что погибший пытается дотронуться до моей ноги рукой. И хотя я понимал, что человек погиб, но чтобы справится с возникшим чувством тревоги, все же вышел из подъезда на улицу. В последующем такого со мной больше не происходило.
- А что сегодня помогает вам работать?
- Сейчас органы дознания государственного пожарного надзора работают с переносными пожарно-криминалистическими лабораториями. Они предназначены для документирования, фото и видео фиксации обстановки на месте пожара. С учетом присущей ему специфики воздействия на окружающие предметы и предварительного исследования объектов на месте пожара для установления очага и источника возгорания. А также оценки состояния строительных конструкций объекта после пожара, отбора и упаковки вещественных доказательств различной природы для исследования их в лабораторных условиях. Это значительно упрощает нашу работу.
- А у вас в ведомстве принято верить в мистику?
- Среди сотрудников пожарной охраны было такое суеверие, что если сменяющийся сотрудник после дежурных суток пожелает заступающему на дежурство "Не гори!" (то есть, чтобы дежурные сутки прошли без пожаров), то обязательно случится пожар.
В своей практике я сталкивался с тем, что пожары происходят у одного и того же человека. На улице Станционной жил мужчина. У него в доме произошел пожар. Причина - неисправная печь. Спустя какой-то небольшой период случился пожар в бане, где он жил.
Я потом подумал, что человеку очень не везёт по жизни. У него до этого много трагических ситуаций произошло. Это все как снежный ком...
Но дело все же не в мистике, а в нарушении правил пожарной безопасности.
Встречаются люди, которые не учатся на своих ошибках. И тут проблема - только в головах людей и, вероятно, их уже не переделать.
Был такой случай в Сыктывдинском районе, тушили двухэтажный дом. В ходе проверки удалось установить, что возгорание произошло в результате того, что в доме ребенок играл зажигалкой. Потом с экспертом лаборатории, разгребая весь пожарный мусор, мы нашли зажигалки в игрушках. Так там были и рабочие, и нерабочие.
Я выяснил, что мальчик поджёг мишку, чтобы посмотреть, как огонек будет с ним играть. Огонь побежал по игрушке, в итоге сгорели квартиры. Вопрос курящим родителям – зачем они дают зажигалку вместо игрушки, увы, - риторический.
Но, слава богу, есть те, кто первыми приходит на помощь. Кто ежедневно, рискуя собственной жизнью, готов спасать тех, кто попал беду. Для этого работает система МЧС, я и мои коллеги.