Новости Республики Коми | Комиинформ

Светлана Трусагина: "Социальный бизнес рождается, когда видишь проблему и понимаешь, как ее решить"

Светлана Трусагина: "Социальный бизнес рождается, когда видишь проблему и понимаешь, как ее решить"
Светлана Трусагина: "Социальный бизнес рождается, когда видишь проблему и понимаешь, как ее решить"
logo

"Комиинформ" продолжает серию публикаций с предпринимателями из Коми. Сегодня в нашей рубрике ухтинка Светлана Трусагина, мама троих детей, основатель детской парикмахерской и частного детского сада, а также флагман социального предпринимательства в республике.

- Светлана, ваши проекты, парикмахерская "Подстригуля" и центр "Крохотуля", стали брендом в Ухте. Как все начиналось?

Социальный бизнес рождается, когда видишь проблему и понимаешь, как ее решить. Я мама троих детей и знаю о том, как  трудно бывает подстричь ребенка. Так появилась парикмахерская "Подстригуля" с уютным залом, креслами, похожими на аттракционы, доброжелательными парикмахерами, а также игрушками и играми для маленьких посетителей. Такой парикмахерской в городе не было, и мы поэтому решили открыть, теперь она стала семейным салоном, поход в который стал хорошей традицией для ухтинских семей.

Krohotulya01.jpg

Та же история и с детским садом "Крохотуля". В городе была большая очередь для малышей в детский сад, поэтому решение открыть частный детский сад родилось быстро. Мы открыли первую детскую группу с дневным пребыванием в Ухте. Услуга оказалась очень востребована на тот момент, проблема горожан была частично решена, а наш бизнес получил новый виток развития.

Сегодня очереди в детские сады сошли на нет, поэтому мы отказались от этого направления и решили работать в направлении репетиторства, открыв детский центр развития "Умный". Это несколько другое направление деятельности, но тоже в социальной сфере.

- В Ухте идея с детским садом, а затем центром была уникальной, или уже были какие-то подобные проекты до вас?

- Центры развития массово появились в начале двухтысячных по всей республике и России. Спрос буквально витал в воздухе, важно было только его почувствовать, поэтому об уникальности говорить не приходится. А вот отличия и свои "фишки" есть, как и у каждого бизнесмена. Тут главное понимать, что в социальной сфере постоянно идет смена акцентов, и надо быть к этому готовым.

Krohotulya03.jpg

"Крохотуля" в 2015 году был очень востребован, а потом очередь из 500 человек в детские сады и ясли была полностью ликвидирована, поэтому спрос резко упал. В таких ситуациях надо не паниковать, а менять направление движения.

- Как раз хотела спросить вас о трудностях, с которыми пришлось столкнуться. Изменение спроса – это трудность или особенность бизнеса?

- Наверное, зависит от того, как ты к этому относишься. В "Крохотулю" мы вложили всю душу, не говоря уже о времени и средствах. И когда вдруг начались проблемы со спросом, я стала паниковать, потому что теряла любимое детище. Было не просто жалко, было безумно больно. Это сегодня я как бизнес-тренер скажу вам, что в развитии социального бизнеса есть свои этапы, что все преодолимо. На тот момент очень не хватало таких знаний.

- Хотелось все бросить и сбежать? Настала та самая точка "Х", когда казалось, что "все, с меня хватит"?

- Да, именно так. В тот момент все сошлось, сады муниципальные открываются, клиенты показывают непростой характер, спрос падает. Что делала я? Сидела и плакала. Помню, муж – главный помощник и партнер в бизнесе, однажды не выдержал и стал снимать видео "У Светы все плохо". Ролик закончил словами "Всем пока, увидимся через год". А через год мы сменили направление деятельности, ушли в дополнительное образование, и все резко пошло в гору.

Krohotulya04.jpg

- Принято считать, что социальный бизнес держится на плаву благодаря грантам. В вашей истории есть этому место?

- Гранты – это не про нас. Никогда в них не участвовали. Да, мы были неоднократными победителями республиканских конкурсов "Молодой предприниматель России", "Лучший социальный стартап", но это давало нам либо грамоту, либо совсем небольшие суммы в качестве поощрения, максимум 45 тысяч рублей. Это приятно, но о глобальной поддержке говорить не приходится.

- Как тогда удается развиваться? Ухта – маленький город. Конкуренты уже появились?

- Конкуренты были всегда, и это нормально. Без конкуренции невозможен нормальный рынок, именно она заставляет двигаться вперед. Ухтинский образовательный рынок уже насыщен, мы стараемся идти по пути высокого качества продукта, нас уже знают и рекомендуют. А если качественно делать свое дело, успех неизбежен.

Krohotulya05.jpg

- Вас считают флагманом социального предпринимательства в Ухте. "Подстригуля" уже стала известным брендом. Или в других городах – это плагиат?

- Нет, это не плагиат, мы зарегистрировали свои именные бренды. Сегодня у нас две франшизы. В Сыктывкаре, Москве и Краснодаре работают парикмахерские "Подстригуля", а в Ломоносове действует центр "Умный" и планируется открытие в в Химках.

- Ваше имя есть среди спикеров бизнес-инкубатора Ухты. Вы ведете теперь обучающую деятельность?

- В 2014 году я училась на бизнес-тренера в Международной академии, теперь сама периодически провожу тренинги – онлайн и оффлайн. Как успевать жить и работать, как вести бизнес, как усилить продажи – обо всем этом могу смело рассказать и всему научить. Еще одна сфера моей деятельности - удаленная помощь руководителям детских центров из разных регионов. Услуга востребована, работаю со многими предпринимателями в этом ключе.

- Что сейчас нужно знать начинающему предпринимателю?

- Молодому предпринимателю в современных реалиях нужно знать, что необходимо взвесить свои силы. Сейчас тяжелый момент. Но нужно знать, что даже в кризис рынок не падает до нуля. В кризис, чтобы выжить, остаться и даже преуспеть, нужно энергичнее крутить педали своего велосипеда. Это как езда в гору, забраться на нее реально, нужно только энергичнее крутить педали!.