Ответы на наиболее часто задаваемые вопросы при организации обучения с использованием дистанционных образовательных технологий дал Минобрнауки Коми.
Как должно быть организовано обучение с использованием дистанционных образовательных технологий?
Под дистанционными образовательными технологиями понимаются технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при взаимодействии обучающихся и педагогических работников на расстоянии.
В рамках этой технологии обучения допускается отсутствие учебных занятий, проводимых путем непосредственного взаимодействия педагога с обучающимся в аудитории.
С применением дистанционных технологий возможно проводить учебные занятия в online - режиме, текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся.
При организации такого обучения в зависимости от материально-технических условий используются видеоуроки, чаты с преподавателями, онлайн-тестирование и телеконференции.
В случае отсутствия технических возможностей использования интернет-ресурсов, возможно использовать сотовую связь, смс-оповещения.
Образовательная организация должна:
- проинформировать обучающихся и их родителей о расписании занятий, о графике текущего контроля успеваемости;
- и организовать процесс обучения с учетом необходимости изучения новых тем, организации задания;
- предусмотреть способы связи всех участников образовательных отношений.
При необходимости в сочетании с дистанционными образовательными технологиями допускается проведение очных консультаций обучающихся, присутствие на которых возможно только при наличии согласия родителей (законных представителей) обучающихся и с учетом мер по режиму повышенной готовности.
Как долго будет продолжать обучение с применением дистанционных образовательных технологий
Продолжительность обучения с применением дистанционных образовательных технологий определяется в соответствии с указом главы Коми, а также рекомендаций Минпросвещения России.
Какой объем домашнего задания допустим при организации обучения с применением дистанционных образовательных технологий?
При осуществлении образовательной деятельности, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий, образовательная организация при организации домашнего задания обязана соблюдать государственные санитарно-эпидемиологические правила.
Согласно требованиям правил СанПиН 2.2.2.2821-10 объем домашних заданий (в совокупности по всем учебным предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали: во 2 - 3 классах - 1,5 часа, в 4 - 5 классах - 2 часа, в 6 - 8 классах - 2,5 часа, в 9 - 11 классах - до 3,5 часов. Обучение в первом классе проводится без домашних заданий.
Координация работы учителей-предметников по организации домашнего задания обучающимся должна осуществляться администрацией образовательной организации (заместитель директора, диспетчер по расписанию и др.).
Допустимо ли проводить в школе индивидуальные консультации?
Обучение в школах республики организовано с применением дистанционных образовательных технологий. При этом школы не закрыты на карантин. Образовательная организация имеет право организовать и провести консультации для желающих с учетом ограничения количества, определенных указом главы Коми, и с учетом соблюдения всех санитарно-эпидемиологических мер по предупреждению распространения инфекции. Обучающиеся с согласия их родителей (законных представителей) могут посетить школьную библиотеку, компьютерный класс, консультации с учителем и др.
Какие существуют требования и правила посещения дошкольной образовательной организации в период действия "режима повышенной готовности"?
В период действия "режима повышенной готовности" все дошкольные образовательные организации работают в штатном режиме.
Под свободным посещением подразумевается право выбора родителей (законных представителей) воспитанников на посещение дошкольной образовательной организации или пребывание воспитанников на домашнем режиме.
В случае принятия решения родителем о посещении ребенком детского сада дети принимаются строго в установленное время согласно режиму дня воспитанников.
При принятии решения родителями о свободном посещении дошкольной образовательной организации необходимо уведомить заведующего либо воспитателя о периоде отсутствия ребенка в детском саду.
Прием детей в дошкольные образовательные организации в период действия "режима повышенной готовности" осуществляется после проведения "утреннего фильтра" с обязательным измерением температуры тела.
Дети с признаками респираторного заболевания не допускаются к посещению дошкольной образовательной организации.
В случае выявления заболевших воспитанников в течение дня обеспечивается незамедлительная изоляция, вызов родителей и направление в медицинское учреждение.
Дети, отстраненные от посещения детского сада во время проведения "утреннего фильтра", допускаются к посещению только при наличии справки от врача о состоянии здоровья.
Нужно ли брать справку у врача, если ребенок отсутствовал продолжительное время?
В случае отсутствия ребенка в дошкольной образовательной организации более 5 дней (за исключением выходных и праздничных дней), а также после перенесенного заболевания, дети принимаются в детские сады только при наличии справки с указанием диагноза, длительности заболевания, сведений об отсутствии контакта с инфекционными больными.
Таким образом, допуск ребенка в детский сад в случае длительного отсутствия или заболевания осуществляется только на основании справки с указанием диагноза, длительности заболевания, сведений об отсутствии контакта с инфекционными больными.
Могут ли выпускники прошлых лет, зарегистрировавшиеся на сдачу ЕГЭ в досрочный период, сдавать экзамены в основной период?
Выпускники прошлых лет в соответствии с Порядком проведения государственной итоговой аттестации в 2020 году будут сдавать ЕГЭ в резервные дни основного периода.
Участие в ЕГЭ выпускников прошлых лет в основные дни основного периода допускается только при наличии у них уважительных причин, подтвержденных документально, и соответствующего решения Государственной экзаменационной комиссии Республики Коми.
В марте-апреле в школах планировалось проведение ВПР, но из-за перехода на дистанционное обучение не все проверочные работы были проведены. Будут ли проводиться ВПР в этом учебном году?
В связи с переходом школ на дистанционное обучение Рособрнадзором внесены изменения в график проведения ВПР в 2020 году.
Для обучающихся 4-7 классов даты проведения ВПР школы выберут самостоятельно – любой удобный день до 25 мая по завершении периода дистанционного обучения.
ВПР в 8 классах школам рекомендовано провести в дни, определенные Рособрнадзором, в период с 14 апреля по 14 мая.
Решение о проведении ВПР в 11 классах по физике и биологии по завершении каникулярного периода до 25 мая образовательная организация принимает самостоятельно.
В связи с переходом учреждений дополнительного образования на дистанционное обучение как должна осуществляться оплата за образовательные услуги при обучении ребенка по дополнительным общеобразовательным программам на платной основе
В соответствии с Правилами образовательное учреждение обязано обеспечить заказчику оказание платных образовательных услуг в полном объеме в соответствии с образовательными программами (частью образовательной программы) и условиями договора. Заказчик обязан обеспечить оплату услуг.
Вместе с тем, в условиях режима повышенной готовности и перевода обучающихся организаций дополнительного образования на дистанционную форму обучения, может возникнуть ситуация, когда организация дополнительного образования готова предоставить платную услугу при помощи дистанционных образовательных технологиях, а обучающийся в силу объективных причин (отсутствие материально-технических условий) не имеет возможности получить ее. Данные обстоятельства в сложившейся ситуации возможно трактовать как форс-мажорные.
Для урегулирования вопроса оплаты в таких условиях заказчику и исполнителю следует пересмотреть условия договора и заключить дополнительное соглашение, регламентирующее сроки оказания платной образовательной услуги и оплату услуг в сложившихся обстоятельствах.
Каким образом будут оцениваться знания школьников на дистанционном обучении? И как учителям проследить, чтобы ученик во время написания контрольных/онлайн-тестирований не списывал?
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" организация текущего контроля успеваемости относится к компетенции образовательной организации.
Формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся регламентируется локальным нормативным актом образовательной организации. В период обучения с применением дистанционных образовательных технологий отметки за выполненные задания должны выставляться с учетом вышеуказанного локального нормативного акта и индивидуального подхода к каждому обучающемуся.
Школа и каждый учитель-предметник должны продумать формат заданий, выполняемых обучающимся, таким образом, чтобы избежать прямого списывания информации как из первоисточника, так и у одноклассника, что позволит объективно оценить выполненные задания.
Вместе с тем, федеральными государственными образовательными стандартами соответствующего уровня среди требований к результатам освоения образовательной программы есть и развитие способности самостоятельного поиска информации. Поэтому при подготовке заданий для обучающихся учитель может предусмотреть, в том числе, и поиск определенной информации по учебному предмету.
Кроме того образовательной организации необходимо определить формы обратной связи обучающегося с учителем-предметником.
Обратная связь может осуществляться посредством ГИС Республики Коми "Электронное образование", Подсистема "Сетевой Город. Образование" (направление выполненных заданий в электронном виде), личного контакта учителя и обучающегося (передача выполненных заданий, общение по телефону, смс-общение, общение в соцсетях).
Право проведение тестирования и других испытаний в онлайн-режиме (в том числе и онлайн-экзамен) остается за образовательной организацией, которое принимается ею с учетом целесообразности и наличия материально – технических условий как в самой образовательной организации, так и у обучающихся.
***Напоминаем о работе линии информационного сопровождения по вопросам организации дистанционного образования в школах и организациях среднего профессионального образования региона: номер телефона в Сыктывкаре 8(8212) 301-664.
Звонки принимаются в будние дни, с 8:45 до 17:15 с перерывом на обед (13:00-14:00).