Новости Республики Коми | Комиинформ

СГУ им. Питирима Сорокина как опорный вуз существенно продвинулся по всем показателям – Ольга Сотникова

СГУ им. Питирима Сорокина как опорный вуз существенно продвинулся по всем показателям – Ольга Сотникова
СГУ им. Питирима Сорокина как опорный вуз существенно продвинулся по всем показателям – Ольга Сотникова
logo
СГУ им. Питирима Сорокина как опорный вуз существенно продвинулся по всем показателям – Ольга Сотникова
Фото СГУ им. Питирима Сорокина

Чему новому будут учить в Сыктывкарском государственном университете, для чего нужен статус опорного вуза, когда ожидается реконструкция здания бывшего пединститута и о своем отношении к происходящему в УГТУ в предновогоднем интервью "Комиинформу" рассказала исполняющая обязанности ректора СГУ им. Питирима Сорокина Ольга Сотникова.

- Ольга Александровна, СГУ им. Питирима Сорокина позиционирует себя как опорный вуз региона. Такой статус он получил в апреле 2017 года. Прошло более двух с половиной лет, поэтому уже можно спросить: что дал этот статус университету?

- Так получилось, что я приступила к исполнению обязанностей как раз тогда, когда мы получали статус опорного вуза. Поэтому собственных ощущений, что это принесло университету, у меня нет. Можно сказать, я сразу пришла в опорный вуз. Но аналитика показывает, что университет за эти два с половиной года существенно продвинулся по всем показателям.

Прежде всего, по научно-исследовательской деятельности. Среди 33 опорных вузов России мы занимаем второе место по доли цитируемости. По доле публикаций в журналах, входящих в Web of Science и Scopus, мы занимаем четвертое место. То есть значительно улучшили показатели программы, по которым нас мониторят.

DZIQDsXc9JM.jpg

Кроме того, первоначально мы вошли в эту программу в третьей группе опорных вузов. Летом мы представили свой отчет, и комиссия перевела нас во вторую группу. Это говорит о том, что в развитии СГУ как опорного вуза есть серьезное движение. Ну и, конечно, это дало университету дополнительное финансирование. В этом году эта сумма составила 56 миллионов рублей. Это дополнительные средства, которые выделяются не в рамках госзадания или выигрываются по конкурсу.

Я бы еще отметила другое, что дал университету этот статус. У нас появилось очень много друзей в сети опорных университетов. Нас собирают в Министерстве науки и высшего образования, нас курирует Национальный фонд подготовки кадров, мы вместе ездим на повышение квалификации. В общем, мы друг с другом перезнакомились, и появилось много совместных мероприятий. Например, уже реализуются две сетевые программы, выходят совместные монографии. У нас одинаковые задачи, но мы не конкуренты, поскольку каждый работает на свой регион и в своем регионе. А значит, мы друг другу подсказываем, делимся опытом. И это университету многое дает.

- Начало учебного года ознаменовалось для СГУ открытием Дома научной коллаборации. Расскажите об этом проекте. Зачем он нужен вузу и, главное, зачем он нужен подрастающему поколению?

88Iu7KEBeq0.jpg

- ДНК открываются по всей стране в рамках федерального проекта "Успех каждого ребенка" нацпроекта "Образование". Идея открытия ключевых центров развития детей — создать дополнительные возможности для того, чтобы каждый школьник смог отыскать свое интересное дело. В них реализуются дополнительные программы для детей. Я понимаю, что есть "Кванториум", кружки в школах, но чем больше будет их спектр, тем больше вероятность того, что каждый ребенок найдет себя.

Акцент в Доме научной коллаборации сделан на научно-техническую составляющую: робототехника, медицина, биология. Спектр программ будет расширяться. То, что ДНК организуется на базе вуза, – это требование конкурса. Предполагается создание научной атмосферы, ведь девиз проекта: сегодня дети – завтра ученые. Кроме того, идет подготовка педагогов для совершенствования методики обучения детей. То есть вузовская среда немного по-другому будет решать задачи дополнительного образования.

KYwCrW8OmwI.jpg

- Сейчас в отрасли профессионального образования наблюдается тенденция к подготовке рабочих кадров и специалистов со средним профобразованием. Как СГУ встраивается в этот тренд?

- С 2000 года в нашем университете реализуются программы среднего профессионального образования на базе 11-х классов. Безусловно, мы встраиваемся в этот процесс. В 2017 году аккредитовали две программы из Топ-50 самых востребованных профессий, в уходящем году реализовывали уже три программы из Топ-50. Готовим к лицензированию еще одну программу.

Сейчас среднее профессиональное образование уже другое. Оно выпускает не просто рабочих, это интеллектуальные рабочие. Надо уделять внимание и материально-техническому оснащению, и подбору преподавательских кадров. Поэтому на базе нашего СПО открыты мастерские WorldSkills.

TsZ3uKcGxhw.jpg

Наши программы СПО пользуются популярностью, конкурс не ниже, чем на высшее образование. В этом направлении мы будем двигаться дальше.

- Какие новые направления подготовки по всем уровням образования появятся в следующем году?

- По среднему профессиональному образованию остается тот же спектр. А по высшему образованию будет много новинок. Его специфика в том, что каждый год можно открывать новые программы. Расскажу о самых интересных. Например, у нас появится "Испанский язык". Открываем "Дошкольное образование с дополнительным образованием", потому что педагогу в образовательной организации приходится реализовывать программы дополнительного образования.

Широкий спектр появится и по магистратуре. Например, в "Менеджменте" откроется программа "Управление проектами". В педагогическом образовании – "Цифровая среда образовательной организации". Будет новая магистерская программа по лингвистике: "Теория и практика устного и письменного перевода", которая будет реализовываться в сетевой форме. "Социология" - мы как университет имени Питирима Сорокина должны эту науку развивать. И по направлению "Искусство и гуманитарные науки" - программа "Социокультурные технологии в профессиональной деятельности".

- Мы знаем, что совместно с питерскими вузами СГУ будет разрабатывать магистерскую программу "Прикладная информатика в экономике". О чем еще удалось договориться с коллегами из северной столицы?

- Я пока не нашла этому объяснений, но центральные вузы резко повернулись к нам лицом. Если до этого мы обращались к столичным вузам за помощью, то теперь они выходят на нас и приглашают к сотрудничеству.

В МГУ есть программа по работе с региональными вузами "Вернадский". Аналогичную программу запускает Санкт-Петербургский государственный университет – "Менделеев". Ее реализация предполагается в форме консорциума. Мы договорились с проректором по научной работе о создании совместной научной лаборатории. Задача - интеграция научных школ, работа ученых над общими темами. С этой целью СПбГУ готов предоставить нам в безвозмездное пользование на период работы над естественнонаучными проектами свое дорогостоящее оборудование. Я была в их ресурсном центре, он шикарный.

Второе направление совместной работы – в области образовательной деятельности. Мы готовы встраивать модули их программ в наши модули. То есть те, кто хочет узнать, что такое образование в Санкт-Петербургском госуниверситете, смогут сделать это в нашем университете.

DSC8399.jpg

Поскольку в СПбГУ хорошее бюджетное финансирование в аспирантуре и магистратуре, они готовы взять преподавателей на целевое обучение и подготовку в своем университете. Мы, конечно, очень боимся своих туда отправлять, потому что их отправишь, а вдруг они не вернутся. Если серьезно, сейчас развивать какое-либо научное направление только в одной образовательной организации нельзя. Одна отрасль науки должна быть интегрирована с другими.

- Теперь к бытовым вопросам. Удалось ли завершить капитальный ремонт, на который вуз получил целевую субсидию?

- Работы не завершены, но все законтрактовано. Сделать удалось многое. Это почувствовали студенты, которые живут в общежитии. Им поменяли окна, и стало намного теплее. Поменяли крыльца во многих зданиях, в том числе в учебных корпусах. Поменяли лифты, отремонтировали душевые, привели туалеты в соответствии с программой "Доступная среда". Оборудовали корпуса пандусами.

Самое главное – вопрос безопасности. Отремонтировали кровлю, в этой части работа еще осталась. А после того, как отремонтирована кровля, можно и внутри что-то делать.

- На каком этапе сейчас находится процесс реконструкции старого здания пединститута? Когда приступят к реальным работам?

- Чтобы приступить к реальному строительству, должна быть хорошо разработанная проектно-сметная документация. В этом году мыло получили деньги на ее разработку, на конкурсной основе определили исполнителя – это "Чувашгражданпроект". Они идут по графику, ПСД готова, сейчас проходит главэкспертизу.

wy6X7hdAjIg.jpg

Мы надеемся, что проектно-сметная документация выполнена добросовестно, тогда к марту она пройдет экспертизу, и мы получим деньги от министерства на строительство. Конечно, я мечтаю, что оно начнется летом, но будем реалистами.

- Этот проект, будучи заместителем председателя правительства, активно продвигала ваша предшественница Наталья Михальченкова. Правда, что сейчас она является сотрудником Сыктывкарского государственного университета? Чем она у вас занимается?

- Она никогда не расставалась с нашим университетом и работает в Юридическом институте. После ухода из правительства она просто вернулась на должность доцента. Наталья Алексеевна читает лекции, проводит занятия, все как полагается.

- Вы уже более трех лет находитесь в статусе исполняющей обязанности ректора. Не затянулись ли выборы руководителя вуза? Уже определена дата, когда мы узнаем имя нового ректора?

- Процедура действительно затянулась. Когда меня назначали исполняющей обязанности, сказали, что выборы будут через год. Мы их не затягивали. Университет всегда содействовал тому, чтобы процедура состоялась.

Выборы назначены Ученым советом на 19 февраля 2020 года. Минобрнауки России эту дату согласовал. То есть, если все пойдет по плану, конференция состоится 19 февраля. Но это еще не означает, что будет ректор, потому что дальше идет процедура утверждения в министерстве. А она, как известно, может затянуться на полгода.

- В случае вашего избрания какими будут ваши первые действия? Или просто будет продолжаться планомерная работа?

- Первые действия уже сделаны. Запущены некоторые механизмы, будем продолжать те процессы по реализации программы опорного университета, которые мы запустили. А вот тех, кто ректором не был, интересно спросить, с чего они начнут.

DSC8404.jpg

- В другом вузе республики – УГТУ – события с выборами развивались гораздо более бурно. Правда, хоть выборы там и состоялись, после известных событий с задержанием президента вуза Николая Цхадая Минобрнауки России не спешит с утверждением избранного ректора в должности. Вы следите за происходящим у коллег? Тем более что Ухтинский университет для вас отнюдь не чужой.

- Обсуждать, сплетничать – этим я не занимаюсь. Конечно, у меня остались очень хорошие отношения с коллегами. Поздравляя их с днями рождения, праздниками, естественно, спрашиваю, как вы там живете. Деталей они мне не рассказывают, но говорят, что в университете не все спокойно, нет стабильности, которая была раньше. Если говорить о том, что утверждение Руслана Агинея в должности ректора затянулось, то это не так. Как я уже говорила, порой это занимает полгода, не месяц и не два. Сейчас произошли изменения в процедуре, кандидатура должна быть согласована с полпредом президента. Только этот этап занимает как минимум месяц.

- Вы будете сотрудничать с УГТУ в равной степени, независимо от того, кто им будет руководить?

- Конечно. У нас и договор подписан с Русланом Викторовичем Агинеем, мы сотрудничаем. Наши студенты там бывают, и их студенты к нам приезжают. Я тоже посещаю Ухтинский университет, постараюсь приехать к коллегам на Рассохинские чтения. Когда Дмитрий Анатольевич Беляев руководил вузом, мы тоже активно с ними сотрудничали. Университет – это не столько руководитель, сколько коллектив, который делает дело.

- Тогда что бы вы хотели пожелать вашему коллективу, преподавателям и студентам СГУ имени Питирима Сорокина в канун Нового года?

- Конечно, здоровья, благополучия, счастья, мира. Это составляет основу жизни для любого человека. Преподавателям – чтобы в 2020 году студенты удивляли их своими успехами. А студентам – чтобы им удалось найти еще более тесный контакт с преподавателями, чтобы они полностью могли раскрыть свои возможности.