Сыктывкарский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в Исправительной колонии № 31 УФСИН России по Республике Коми провел проверку соблюдения законодательства, регламентирующего условия содержания осужденных.
В ходе проверки установлено, что в здании единого помещения камерного типа камеры штрафного изолятора, единые помещения камерного типа, расположенные на территории участка колонии-поселения при ИК-31, не оборудованы системой горячего водоснабжения.
Сыктывкарский спецпрокурор обратился в суд с иском о возложении на ИК-31 УФСИН России по Республике Коми и ФСИН России обязанности обеспечить единые помещения камерного типа на территории колонии горячим водоснабжением. Решением Усть-Вымского районного суда от 1 июля 2019 года иск прокурора удовлетворен в полном объеме.
Ответчики с решением суда не согласились и обжаловали его в апелляционном порядке. Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Коми от 12 сентября 2019 года решение Усть-Вымского районного суда отменено, в удовлетворении иска отказано.
Отказывая прокурору в удовлетворении иска, суд апелляционной инстанции посчитал, что здание помещения камерного типа при ФКУ ИК-31, единые помещения камерного типа на территории участка колонии-поселения при ФКУ ИК-31 камер штрафного изолятора построены в период действия норм 1973 года, которые не предусматривали обязательного подвода горячей воды к умывальникам в помещениях исправительной колонии.
По мнению суда апелляционной инстанции, приводимые в иске прокурором нормы не могут применяться к ИК-31, а положения Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации не содержат указания на обязательность подвода горячей воды к умывальникам в помещениях исправительной колонии.
Прокуратура республики обжаловала апелляционное определение Верховного суда Республики Коми в Третий кассационный суд общей юрисдикции. В обоснование своих доводов прокуратура указала, что в силу закона граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. В соответствии со Сводом правил "Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования" здания исправительных учреждений должны быть оборудованы, горячим водоснабжением. При этом подводку холодной и горячей воды следует предусматривать к технологическому оборудованию, требующему обеспечения холодной и горячей водой; к санитарно-техническим приборам, требующим обеспечения холодной и горячей водой (умывальникам, раковинам, мойкам (ваннам), душевым сеткам и т.п.); ко всем зданиям исправительных учреждений, требующим обеспечения холодной и горячей водой, в зависимости от выбранной конструктивной схемы теплоснабжения учреждения.
Прокуратура отметила, что санитарные нормы в части обеспечения помещений исправительных учреждений горячим водоснабжением являются обязательными для исполнения. Неисполнение ответчиками требований закона влечет нарушение прав осужденных на содержание в условиях надлежащего обеспечения их жизнедеятельности.
В материалы дела представлены сведения о том, что в ИК-31 имеется подвод труб системы горячего водоснабжения в здание единого помещения камерного типа при колонии, единые помещения камерного типа на территории участка колонии-поселения при ИК-31 камер штрафного изолятора, а также о том, что техническая возможность подвода к санитарному оборудованию имеется.
В свою очередь доказательств необходимости проведения реконструкции здания и помещений и невозможности исполнить требования санитарных правил в материалы дела ответчики не предоставили. Кроме того, ответчиками не предпринимаются иные альтернативные меры для организации помещений и камер горячим водоснабжением.
Третий кассационный суд общей юрисдикции 23 декабря 2019 года рассмотрел кассационное представление прокурора Республики Коми, признал его обоснованным и отменил апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Республики Коми от 12 сентября 2019 года. Дело направлено на новое рассмотрение в тот же суд.