Сыктывкарские школьники узнали, как жилось детям войны.
Сегодня, 8 мая, в преддверии дня Победы, ПАО "Ростелеком" организовал встречу учащихся с детьми войны. Трое очевидцев тех страшных военных лет рассказали детям, где и как их застала Великая Отечественная война.
Свои недетские истории детских лет жизни поведали Алла Булыгина, Ольга Бондаренко и Юлия Соколова. Встреча состоялась в музее истории связи "Ростелекома".
Алле Булыгиной было всего десять лет, когда началась война. Маленькая девочка жила в оккупационной Белоруссии.
"Такие страшилки детям нельзя говорить. Очень страшно, очень жестоко", - начала свой рассказ она.
Война была вероломной, и никто ее не ждал. Мамы рядом не было – накануне войны она уехала в Ленинград сдавать государственные экзамены, оставив маленькую Аллу вместе с сестрой-близнецом у бабушки.
"Немцы сначала напали на Белоруссию. Мы остались ни с чем, потеряли всё. Через три дня, как объявили войну, фашисты были у нас в городе. Они приехали на тяжелых военных мотоциклах. И довольно спокойно вошли в город, а потом начались бесчинства, - сказала А. Булыгина. – У нас не было кукол. Мы не играли. Не было театров, школ и библиотек. Мы жили в постоянном страхе. Нам всегда хотелось кушать. За период оккупации я не помню ни одного радостного дня. Радость была, когда нас освободили партизаны".
Мимо города, где жила десятилетняя Алла, по железным путям проходили составы с венграми, чехами и поляками, которые ехали на восток. Белорусские дети ходили вдоль железной дороги и собирали пищу, которую они выбрасывали из поездов, и приносили домой.
"Мы подошли к составу с поляками. Двое поляков вынесли нам столько много хлеба, что мы с сестрой вдвоем не смогли его унести домой. Они помогли нам донести хлеб до дома. И потом поляки нам приносили еду, пока состав стоял".
По словам Аллы, немцы были страшными людьми, они могли застрелить любого. В городе стояла виселица, на которой люди висели без конца.
"Белоруссия – это земля партизан. У евреев – на груди и на спине – висели желтые круги. Их могли убить, не спросив ни слова. В городе объявили, что будут казнить евреев. Они сами себе выкопали ров. Их на машинах вывозили вместе с семьями. Весь город вышел их провожать. Евреи кидали своих детей в толпу, в них стреляли".
Однажды по всему городу объявили, что все должны явиться на площадь. Всех горожан поместили в военные машины и повезли в сторону болот, где был лагерь.
"Нас довезли до Рогачёва, там город уже пылал. Нас остановили, и вдруг пришли партизаны. Несколько выстрелов, и они нас освободили. Все разбежались, я потерялась в толпе. Бродила одна и просила хлеба".
Блуждания Аллы привели ее в спецдом, где воспитывались дети убитых родителей.
"Плач был без конца. Было очень страшно. Я пережила многое и с самого раннего детства знала, что такое хорошо и что такое плохо. Войну я всегда вспоминаю с ужасом. И говорю, что ничего страшнее войны нет".
С мамой Алла воссоединилась только после окончания войны.
Юлия Соколова родилась в Ростове-на-Дону. Когда началась война, ей было всего семь лет. Она рассказала о том, как жила с матерью в годы эвакуации.
"Мы эвакуировались, попали в Кисловодск – курортный город. Санаториев в городе было много, все они превратились в госпитали. Здесь мы пробыли недолго, так как немцы быстро добрались до северного Кавказа. Из Кисловодска с мамой мы уходили пешком. В те годы было очень страшно, нас бомбили все время. Пока шли, питались кукурузой с полей, копали картошку. Дошли до Орджоникидзе. Оттуда идет военно-грузинская дорога. Это страшная дорога была в то время. Там горы и уйти от бомбежки некуда: либо в гору, либо в обрыв".
Так маленькая Юля с мамой дошли до Крестового перевала и надеялись, что немцы сюда не долетят. Но там семья попала под реющий полет.
"Передо мной пули вошли в землю. Мне посчастливилось, что я осталась жива".
До 1943 года, когда они вернулись обратно в Кисловодск, Юлия жила в Азербайджане в виноградном совхозе.
"Было голодно. Кругом были виноградники, росли орехи, инжир. Но нам хотелось просто хлеба. А нам говорили – ешьте виноград".
Ольга Бондаренко – бабушка сотрудницы "Ростелекома". Всю жизнь проработала в колхозе имени Ленина на Украине. Родилась в 1931 году. Жила в оккупированном украинском селе, куда нагрянули фашисты и творили бесчинства.