Самое крупное лесоперерабатывающее предприятие Республики Коми – Монди СЛПК – отмечает в этом году полувековой юбилей. "Комиинформ" продолжает рубрику "50 фактов о Монди СЛПК", посвященную истории комбината.
В связи со знаковой датой мы решили напомнить нашим читателям, как начиналась Всесоюзная ударная комсомольская стройка, какие успехи и сложности преодолевали на своем пути строители.
В 1985 году на Сыктывкарском ЛПК вступила в строй новая бумагоделательная машина №5 фирмы "Фойт" мощностью 180 тысяч тонн книжно-журнальной бумаги в год.
Спустя два года была введена установка по производству химико-термомеханической древесной массы на 135 тысяч тонн в год шведской фирмы "Сундс Дефибратор". Установка включала в себя два потока: хвойный и лиственный.
В 1987 году впервые выпущена бумага-основа для упаковки молочной продукции Пюр-пак.
Кроме того, установлена машина АО "Петрозаводскбуммаш" по производству санитарно-гигиенической бумаги БП-82 производительностью 15 тысяч тонн в год и линия по производству и упаковке рулончиков туалетной бумаги итальянской фирмы "Фабио Перини".
В 1991 году организовано производство обоев на 30 млн условных кусков в год.
С пуском этих мощностей Сыктывкарский ЛПК превратился в крупнейшее предприятие целлюлозно-бумажной промышленности России, специализирующееся на производстве печатных видов бумаг, упаковки для жидких и сухих пищевых продуктов, фанеры, древесностружечных плит, бумаги А-3,А-5, туалетной бумаги в рулонах.
Комплекс действующих производств включал оборудование, технологии, опыт и "ноу-хау" известных финских, шведских, австрийских и итальянских фирм.
В состав СЛПК в тот период входили: ремонтно-строительный трест, механический завод, автотранспортное предприятие, совхоз "Бумажник", станция биологической очистки сточных вод, теплоэлектростанция.
В 1990 году предприятие переработало 3,2 млн кубометров древесины, в том числе 47% лиственной, произвело около 580 тысяч тонн бумаги и картона, а это 6,5% от производства СССР в целом, 100 тысяч кубометров фанеры, 140 тысяч кубометров древесностружечных плит, 30 млн кусков обоев, 52 млн рулонов туалетной бумаги и другой продукции.
В конце 1989 года бюджет государства затрещал по швам, страна впервые за годы СССР влезла в валютные долги. Выделение валюты для нужд Сыктывкарского ЛПК резко сократилось, позже валютные счета и вовсе заморозили. Руководство предприятия лихорадочно искало выход из положения, и он был найден.
Сыктывкарский ЛПК стал соучредителем совместного советско-сирийского предприятия "Лексика" с долей участия 10%. Оно имело лицензию на экспортно-импортные операции, и как все совместные предприятия, пользовалось льготой: первые три года не платило налоги в бюджет. Через "Лексику" начали экспортировать продукцию в страны дальнего зарубежья и зарабатывать валюту. И тут же столкнулись с проблемой качества продукции. Бумага не соответствовала западным стандартам по белизне, гладкости, цветности, влажности, механическим показателям, печатным свойствам, пылимости, размерам рулонов. Количество диоксинов в картоне превышало норму в 100 раз, в целлюлозе была высока сорность.
С огромным трудом, но все же экспорт был организован - сначала листовой целлюлозы, а затем и ролевой на рынок Италии. Цена была катастрофически низкой, заработанной валюты едва хватало на "одежду" машин и размольную гарнитуру, не покрывалась потребность в запасных частях.
В результате было создано свое Управление внешнеэкономических связей, куда подобрали перспективных работников, организовали курсы обучения английскому языку. Получили в Министерстве внешних сношений России статус спецэкспортера и организовали второй канал сбыта продукции. Конкуренция принесла результаты: повысились цены на продукцию, снизились комиссионные "Лексики" с 15 до 10 %, а затем и до 7%.
Продолжение – в следующей публикации.
По материалам документально-публицистической книги "Одной судьбой с ЛПК".