Новости Республики Коми | Комиинформ

Контекст недели: первые итоги "мусорной реформы" в Коми

Контекст недели: первые итоги "мусорной реформы" в Коми
Контекст недели: первые итоги "мусорной реформы" в Коми
logo

На уходящей неделе в Общественной палате Коми подвели промежуточные результаты введения в республике пять месяцев назад новой системы обращения с твердыми коммунальными отходами.

Этой теме было посвящено заседание комиссии по экономическим вопросам палаты. Общественники с начала нынешнего созыва, заработавшего тогда же, когда в республике внедрены новые правила обращения с ТКО (с ноября 2018-го), взяли ситуацию под особый контроль. Налажено взаимодействие с профильными органами власти и ООО "Ухтажилфонд". В Коми региональный оператор выбран по конкурсу вовремя и с первого раза. В отличие от других регионов – в некоторых единая структура не подобрана до сих пор.

Кроме того, палата в ручном режиме помогает потребителям в тех случаях, когда счета выставляются с ошибками либо за мусор, который по факту не вывезен. Этот функционал осуществляет постоянная рабочая группа палаты по вопросам ЖКХ, представившая на заседании результаты решений по обращениям заявителей.

В сравнении опять же с другими субъектами РФ регоператор в Коми свою работу в целом выполняет ритмично и, что немаловажно, добросовестно (в нескольких регионах по подозрению в махинациях с деньгами потребителей такие структуры уже проверяются надзорными ведомствами). Однако до совершенства еще далеко. Это касается как охвата населенных пунктов с точки зрения вывоза мусора, так и формирования собственной базы владельцев жилых и нежилых помещений.

Общественники пожурили "Ухтажилфонд" за то, что недостаточно активен процесс информирования населения и юрлиц о возможности заключения прямых договоров. А это крайне актуально, поскольку у агента (посредника) КЭСК данные актуализированы далеко не по всем владельцам недвижимости, что доказывают жалобы граждан на получение счетов за недостроенные еще индивидуальные дома, за мертвых родственников, за объекты, которые им не принадлежат и т.п. К тому же граждан не устраивает то, что компания не разделяет счета на два листа – за свои услуги и за услугу регоператора (для оплаты по отдельности).

"Ухтажилфонду" по итогам обсуждения рекомендовано интенсивнее через СМИ разъяснять преимущества оформления отношений непосредственно с регоператором. Кроме того, ему предложено проводить собственные "горячие линии", чтобы напрямую от клиентов узнавать, где и в чем еще остаются "узкие места", требующие шлифовки в своей работе. Тогда не придется попадать в зону внимания Службы стройжилтехнадзора, выявившей ряд нарушений, правда, оперативно устраненных.

Как показало время, сбои система обращения с ТКО дает во многом и по вине недоработок органов местного самоуправления. Администрации до сих не обеспечили необходимым количеством баков жилфонд на муниципальных землях, да и сами контейнерные площадки обустроены не везде.

Помимо этого, не отлажена система раздельного сбора мусора, о чем сообщила прокуратура республики. По данным "синих мундиров", часть районов приобрели цветные баки (причем, за счет бюджета – по линии программы, курируемой Минприроды), однако так их и не установили. Причина – в отсутствии специального транспорта, который должен выгружать мусор.

Примечательно, что нарекания прозвучали и в адрес самого надзорного ведомства, от которого регоператор ожидает помощи в выявлении "левых схем" обращения с ТКО. Как было сказано на мероприятии, крупный бизнес под видом "иных отходов" вывозит на полигоны бытовой мусор, чтобы не заключать договоры с регоператором и, тем самым, экономить деньги. К сожалению, такой груз на полигонах охотно принимают – тоже в силу понятных причин…

Однако руководство "Ухтажилфонда" в этом плане не сидит, сложа руки: официальные письма разосланы всем юрлицам с уведомлением о необходимости заключения договоров. А поскольку откликнулось меньше трети, адреса "молчунов" головной офис предоставил своим представителям (таковые трудятся в каждом городе и районе) для обхода руководителей учреждений и организаций, избегающих оформления правовых отношений. При выявлении "уклонистов" информация регоператором будет направляться в контрольно-надзорные органы.

Не менее остро ставится в преддверии огородного сезона вопрос по внедрению системы обращения с ТКО на дачных массивах. Однако упредить все слабые места заранее вряд ли удастся – механизмы будут отрабатываться по ходу посадочно-урожайного периода.

  Ключевые слова: мусор, регоператор, ТКО