Хормейстеру Эжвинского центра коми культуры Александру Горчакову присвоено почётное звание Республики Коми "Народный артист Республики Коми".
Соответствующий указ подписал глава Республики Коми Сергей Гапликов.
Звание присвоено за особые заслуги перед Республикой Коми, большой вклад в развитие и сохранение культуры и искусства.
***Горчаков Александр Гениевич родился 23 февраля 1951 г. в селе Объячево Прилузского района Коми ССР. Тяга к музыке пробудилась в раннем детстве — с пяти лет начал учиться игре на баяне. До 1963 г. занятия музыкой носили самодеятельный характер. Вскоре он был определен в музыкальную школу г. Сыктывкара, где проучился 4 года. Освоение баяна продолжилось и в Сыктывкарском музыкальном училище, куда Горчаков поступил в 1967 г. в класс заслуженного работника культуры РСФСР композитора Я. С. Перепелицы. Под его руководством баянист заинтересовался коми национальным музыкальным фольклором. Я. С. Перепелица еще более укрепил в своем ученике настойчивое желание посвятить себя композиции.
По окончании училища (1971 г.), Горчаков уехал в родное село и работал там 4 года в музыкальной школе (преподавателем по классу баяна). В 1975 г. он возвратился в Сыктывкар и вторично поступил в музыкальное училище — на теоретическое отделение. Это дало возможность факультативно заниматься композицией у М. Л. Герцмана, который развил его творческие способности и дал рекомендацию к поступлению в консерваторию.
В доконсерваторский период написано довольно много различных сочинений малой формы, в которых заметна тяга к программности, конкретному мышлению: фортепианные пьесы "Благородный вальс", "Горькая утрата", "Дождик-гроза", "Воспоминание", "Гротеск", "Осенний этюд", "Сновидения" и др. Для этого же инструмента были сочинены более масштабные вариации, две сонатины, полифонические пьесы. Из песен этого периода наиболее удачны "Весна на Лузе" (стихи В. Давыдова), "Съезди хоть за сто земель" (стихи С. Попова). Песня "Шы ни тöв" на стихи Г. Юшкова издана в Сыктывкаре, она вошла в сборник песен самодеятельных коми композиторов "Родные просторы".
Из произведений, написанных в консерватории, можно заключить, что весьма расширился жанрово-тематический круг музыки Горчакова. Появилась приверженность к определенным образным сферам: торжественно-патетической, шутливо-иронической. Широко представлена лирика.
Среди инструментальных сочинений консерваторских лет выделяются два трио для гобоя, кларнета и фагота, цикл "Поэма" и "Скерцо" для валторны и фортепиано (произведения крупной формы); 4 прелюдии для фортепиано; программные фортепианные пьесы "В зимней тайге" и "Проводы зимы", связанные цикличностью.
Углубилась и расширилась по содержанию вокальная музыка: серьезен по мысли и музыкальному воплощению вокальный цикл для баритона и фортепиано "При свечах" (5 романсов на стихи П. Вегина); необходимо также отметить патриотическую песню для смешанного хора, солистов и фортепиано "Мед содас шуд" (стихи В. Власова). Песню на стихи В. Журавлева-Печорского "Далеко- далече".