В Сыктывкаре дискутировали о театре. Об этом шла речь сегодня, 15 марта, на дискуссионной площадке "Репертуарный театр versus проектный театр" в рамках II Северного культурного форума.
Как отметил модератор площадки, директор Архангельского театра драмы имени М. Ломоносова Сергей Самодов, дискуссия собрала сильный состав спикеров, среди которых: директор Академического театра драмы имени В.Савина Михаил Матвеев, продюсер независимого театра из Санкт-Петербурга Мария Слоева, художественный руководитель независимого театра из Норвегии Бенте Андерсен, советский и российский деятель культуры Борис Мездрич и директор северо-западного филиала "Российской газеты" Анжелика Гурская.
Приветствуя участников форума, С. Самодов отметил, что театр не стоит на месте и уже не будет прежним, каким был полвека назад. Конечно, с художественной точки зрения он будет таким представлен, а вот с других плоскостей - нет, и обусловлено это техническим прогрессом. Художники и творцы будут использовать новинки, чтобы прогрессировать драматургию.
"Театр – самый сложный вид искусства, так как включает в себя другие виды. Соответственно, не стоят на месте и подходы к управлению. Во главе угла – премьера, спектакль, творческий проект. Чтобы он состоялся, нужно понимать, какими подходами будем апеллировать. А подходы зависят от традиций страны, региона, от того, что мы хотим в итоге получить", - сказал С.Самодов.
Дискуссионная площадка разделена на две части с перерывом на антракт. В первой части обсуждения участники заслушали опыт коллег, во второй – им предложат почувствовать себя футуристами и подумать, каким будет театр в будущем.
Директор драмтеатр им. В. Савина М. Матвеев подчеркнул, что театр в нынешних стенах работает почти десять лет, и для истории Коми этот период очень значимый и интересный, поскольку есть мнение, что репертуарный театр – это театр советского образца.
"Хотя мы понимаем, что традиции сформировали театр. Все проблемы репертуарного театра были здесь налицо. Это громоздкость, неповоротливость, консервативные принципы управления и взаимоотношений в коллективе. Это всё совпало с тем, что была сложная ситуация после кризиса 2008 года. Со всем этим набором я начинал работать. И, наверное, разделяя какие-то принципы направления работы репертуарного театра, мы каким-то образом попытались это пройти. Главная задача – сохранить репертуарный театр. Нам это удалось сделать", - рассказал М. Матвеев.
Может ли быть театр окупаемым? – прозвучал вопрос. По словам М.Матвеева, ни культура в целом, ни театр не могут быть самоокупаемыми. Расходы всегда будут превышать доходы. Театр не должен превращаться в коммерческое мероприятие, нужно сохранить баланс.
М.Слоева поделилась опытом работы в независимом театре, рассказала о своих проектах и фестивалях. Продюсер работала в государственных организациях, в немецком театре. Более подробно она остановилась на проекте "Ливия 13". Это спектакль для подростков по пьесе швейцарского автора Кристине Риндеркнех.
"Часто ищу пьесы новых авторов, что не совсем типично для репертуарного театра. Наш проект показал, что возможно сотрудничество между независимыми постановками и государственными организациями", - отметила М. Слоева.
Независимый театр, по словам молодого продюсера, вынужден играть везде, где может, так как своих площадок не имеет.
"В Санкт-Петербурге таких площадок вовсе нет, это боль. И попыток со стороны власти нет", - сказала она.
Между тем, более позитивный опыт с независимыми театрами сложился в Норвегии, где правительство их поддерживает наравне с государственными.
Бенте Андерсен отметила, что подобная дискуссия есть и в Норвегии, где имеются 16 региональных театров, субсидируемых правительством. Что касается независимых театров, то они также финансируются государством с помощью различных проектов.
"У нас есть собственная сцена. В 2005 году всё сгорело, на тот момент мы работали уже 15 лет, и это было для нас трагедией. Мы работали в течение шести лет в другом месте и было решено построить новую школу.Теперь у нас есть своя собственная сцена, кафе и офис.Такое не часто бывает с независимыми театрами, нам повезло", - рассказала художественный руководитель из Норвегии.
Свое вдохновение, по словам Б.Андерсен, они берут из историй и рассказов севера.
"Наши пьесы основаны на таких впечатлениях. Мы даже создали свой собственный художественный метод. Я получила стипендию правительства Норвегии, поскольку мы совмещаем в наших постановках разные языки и работаем с музыкой, соединяем художественные методы в наших работе. Мы немало делаем совместно с другими театрами. Полагаем, что искусство может сделать то, что не могут сделать политики", - резюмировала Б.Андерсен.
Напомним, Северный культурный форум в Сыктывкаре масштабно расширил свою географию: от Якутии до Норвегии. Он объединил более 300 участников. Программа делится на две части: деловую и культурно-развлекательную. Злободневные темы обсудят на дискуссионных площадках.