Ученые физиологи Коми впервые изучили пищевую зависимость у детей и подростков в Сыктывкаре. Об этом сегодня, 14 марта, на итоговом ученом совете Института физиологии Коми УрО РАН рассказал доктор биологических наук Михаил Борисенков.
По словам ученого, в подростковом возрасте происходят закономерные изменения состояния организма и поведения.
В частности, увеличивается интенсивность обменных процессов, приводящая к существенному изменению рациона питания и пищевых предпочтений. Одновременно с этим наблюдается задержка фазы ритма циркадианной системы (биологических часов человека) и сокращение продолжительности сна.
"Было также показано, что у подростков, проживающих в высоких широтах Земли, перечисленные выше возрастные изменения поведения выражены наиболее сильно, что связано с воздействием светового режима Севера", - отметил М. Борисенков.
Примечательно, что возрастные физиологические и поведенческие изменения у подростков сочетаются с постоянно нарастающей учебной нагрузкой.
"В таких условиях значительно повышается риск развития нарушений функций различных органов и систем", - заметил М. Борисенков.
Исследование проводилось среди учеников 6-11 классов из 14 школ Сыктывкара в возрасте 12-18 лет. При этом большая часть испытуемых – девушки (53,6%).
Школьники заполняли бумажные анкеты, в которых указали пол, возраст, рост, вес и ответили на вопросы тестов для оценки депрессии и пищевой зависимости.
Так, был рассчитан индекс массы тела, и в соответствии с критериями ВОЗ были выделены четыре группы: с недостаточным весом - 5,3 %, с нормальным весом - 85,3 %, с избыточным весом - 6,8 %, с ожирением - 2,6 %.
Исследование показало, что у 4,5% детей и подростков выявлена пищевая зависимость. При этом пищевая зависимость в 4,5 раза чаще выявляется у детей и подростков с умеренной и тяжелой формой депрессии, в 2,4 раза – у лиц с избыточной массой тела и ожирением, в полтора раза – у девушек, а также в 1,3 раза – у учеников старших классов.
По словам М. Борисенкова, частота выявления пищевой зависимости у детей и подростков в России не отличается от аналогичных показателей в странах Евросоюза и США.
"Таким образом, на примере подростков Сыктывкара показано, что в 17-18-летнем возрасте происходит значительное увеличение степени выраженности пищевой зависимости", - резюмировал М. Борисенков.