В интервью агентству "Комиинформ" Марина Анисимова подводит итоги по ключевым направлениям деятельности возглавляемого ею министерства экономики Республики Коми за минувший год.
О зарплатах бюджетников
- Хотелось бы начать интервью с одной из чувствительных для жителей региона тем – зарплат. Министерство, как мы знаем, отвечает за регулирование доходов и оплаты труда в бюджетной сфере. Каковы результаты пересмотра в прошлом году систем оплаты труда работников бюджетных сфер?
- Для начала напомню, что необходимость осуществления этой работы была обусловлена принятыми на федеральном уровне решениями о повышении минимального размера оплаты труда. А также – исполнением постановления Конституционного Суда России (от 7 декабря 2017 г. № 38-П). В соответствии с ним районный коэффициент и процентная надбавка за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям начисляются сверх величины минимального размера оплаты труда.
Переход на новые условия оплаты труда в нашей республике осуществлен с 1 сентября прошлого года за исключением государственных учреждений здравоохранения региона. В них система введена на месяц позднее.
Основная цель – обеспечение увеличения гарантированной части заработной платы: должностных окладов.
- Каким образом?
- За счет пересмотра негарантированной части – фондов стимулирования и ряда компенсационных выплат. Снижение размеров стимулирующих выплат при увеличении размеров окладов для повышения доли окладной части в структуре заработной платы продиктовано федеральными требованиями.
Суть этих требований в том, что фонды стимулирования должны выполнять функцию создания мотивации к росту качества услуг. Это значит, что такие выплаты не могут подменять собой недостающую гарантированную часть заработной платы.
Хотела бы подчеркнуть, что значительное увеличение окладной части заработной платы обеспечивает рост и других гарантированных выплат: компенсационного характера, а также – надбавки за выслугу лет.
- В чем принципиальное отличие новых систем оплаты труда?
- В них определены размеры окладов по всем должностям работников учреждений соответствующей отрасли (в том числе, по общеотраслевым, по рабочим профессиям). Перечни стимулирующих и компенсационных выплат в отраслевых системах оплаты труда также различны, в связи с чем минимальный размер оклада работников учреждений установлен в разных размерах.
И в завершении этой темы добавлю важную деталь: пересмотр систем оплаты труда в регионе осуществлен с участием профсоюзов.
Региональные проекты: курс на перемены
- В прошлом году начата, а в этом продолжается работа по реализации региональных проектов как составляющей национальных проектов. Какие цели требуется достичь?
- Все они прописаны в Указе Президента № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года". Среди них, в частности: обеспечение устойчивого роста численности населения; повышение ожидаемой продолжительности жизни; увеличение доходов граждан и улучшение их жилищных условий; ускорение технологического развития, обеспечение ускоренного внедрения цифровых технологий, обеспечение темпов экономического роста выше мировых при уровне инфляции, не превышающем 4 процента.
- На федеральном уровне утверждено 67 проектов. А в Коми сколько?
- В нашей республике – 49 региональных проектов. Участие Коми предусмотрено в 11 из 12 национальных проектов. Все проекты утверждены Президиумом Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам Республики Коми в декабре прошлого года. По направлению "Демография" - 5 проектов; "Здравоохранение" – 7 проектов; "Культура" – 3 проекта; "Образование" – 9 проектов; "Жилье и городская среда" – 3 проекта; "Экология" – 6 проектов; "Безопасные и качественные автодороги" – 1 проект; "Производительность труда и поддержка занятости" – 1 проект; "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы" – 5 проектов; "Международная кооперация и экспорт" – 3 проекта; "Цифровая экономика" – 6 проектов. В настоящее время ведётся разработка ещё двух проектов – одного в области экспорта услуг и одного в области дорожного хозяйства.
- А нацпроект "Наука"?
- В настоящее время по этому нацпроекту действительно нет регионального проекта, так как Минобрнауки России работа по формированию регионального сегмента в 2018 году не проводилась. Но уже в этом году федеральное министерство ставит задачи перед регионами по данному направлению. Поэтому в текущем году Правительство республики планирует разработку соответствующего регионального проекта с подачей заявки на федеральный уровень для участия в национальном проекте.
- А муниципалитеты участвуют в реализации региональных проектов?
- Конечно. Причем с отражением вклада каждого города и района в достижение целей и показателей регионального проекта. Участие муниципальных образований предусмотрено в половине региональных проектов, если быть точными – в 24.
- Персональная ответственность за реализацию нацпроектов в Коми закреплена?
- Да. За Первым заместителем председателя правительства и должностными лицами в системе исполнительной власти. А также – за должностными лицами на уровне органов местного самоуправления.
В настоящее время в Коми осуществляют работу 13 проектных комитетов. В декабре Региональным проектным офисом организовано рассмотрение паспортов региональных проектов. Все они одобрены и внесены на утверждение в президиум Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам. Кстати, в рамках оптимизации деятельности совещательных и консультативных органов эта структура преобразована в Совет при Главе Республики Коми по стратегическому развитию и проектам. При нем создан общественно-экспертный совет для обсуждения стратегически важных вопросов, в том числе, вопросов реализации региональных проектов, с привлечением представителей муниципальных образований, общественных, научных, исследовательских, проектных организаций, предпринимателей, профессиональных союзов.
- В связи с тем, что разработаны региональные проекты, продолжат ли свое действие госпрограммы?
- Конечно, реализация госпрограмм продолжается, а региональные проекты становятся одним из инструментов их реализации. С этой целью все региональные проекты, разработанные для исполнения Указа № 204, включены в качестве основных мероприятий в государственные программы Республики Коми.
- Какая польза жителям нашей республики от региональных проектов?
- Абсолютно конкретная. К примеру, по итогам реализации проектов по направлению "Культурная среда" к 2024 году должны быть созданы или реконструированы 35 объектов отрасли, новое оборудование получат 74 организации. По проекту "Цифровая культура" запланировано: создание еще 4 виртуальных концертных залов (на текущий момент создан один), организация онлайн-трансляций на портале "Культура РФ" знаковых мероприятий, создание виртуальных выставочных проектов, оцифровка книжных памятников и включение их в Национальную электронную библиотеку.
- А, к примеру, по региональному проекту "Дорожная сеть" или другим проектам?
- Планируется привести в соответствие нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационному состоянию 85 процентов дорожной сети городских агломераций и более половины автодорог регионального и межмуниципального значения.
По проекту "Финансовая поддержка семей при рождении детей" планируется увеличить суммарный коэффициент рождаемости в регионе до 1,9. По проекту "Содействие занятости женщин" - обеспечить 100-процентную доступность дошкольного образования для детей от полутора до трех лет.
А в результате реализации регионального проекта "Формирование комфортной городской среды" должно быть сокращенно в два раза количество городов с неблагоприятной средой, а также – на треть должна быть увеличена доля граждан, принимающих участие в решении вопросов развития городской среды.
- В здравоохранении какие планы?
- Реализация проекта "Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями" позволит переоснастить два региональных сосудистых центра и пять первичных сосудистых отделений, обеспечив их современным оборудованием для ранней медицинской реабилитации. По проекту "Борьба с онкологическими заболеваниями" будет создано 4 центра амбулаторной онкологической помощи в Воркуте, Ухте и Сыктывкаре, а также будут переоснащены республиканский онкологический диспансер и Республиканская детская клиническая больница, в том числе ожидается приобретение ядерных ускорителей и аппарата МРТ для диагностики заболеваний у детей. По проекту "Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи" в 2020 году планируется заменить 6 аварийных ФАПов и приобрести 29 передвижных мобильных комплексов. К 2025 году "Бережливая поликлиника" будет внедрена в 39 медучреждениях (пока – только в двух).
- В области улучшения бизнес-климата каких результатов ожидать?
- В рамках реализации мероприятий региональных проектов в сфере малого и среднего предпринимательства на территории Республики Коми планируется создание единого пространства для развития и поддержки бизнеса, включая обеспечение отлаженной и бесперебойной работы всех организаций инфраструктуры поддержки, формирование системы акселерации субъектов МСП, "взращивание" поставщиков и развитие Института самозанятых, а также – индивидуальную работу с предпринимателями на российских и зарубежных выставках, бизнес-миссиях и форумах.
В части конкретных (измеряемых) результатов отмечу, что по проекту "Расширение доступа субъектов МСП к финансовой поддержке, в том числе к льготному финансированию" к 2024 году намечено увеличение количества выданных малому и среднему бизнесу (включая индивидуальных предпринимателей) микрозаймов - до 513 единиц, поручительств - до 412 единиц. В рамках проектов "Улучшение условий ведения предпринимательской деятельности" и "Акселерация МСП" планируется стимулирование предпринимательской активности и увеличение самозанятых по республике до 11 тысяч человек к 2024 году.
Наряду с этим, проектом "Улучшение условий ведения предпринимательской деятельности" предусмотрено мероприятие по разработке комплекса мер по сокращению дифференциации условий ведения предпринимательской деятельности субъектами малого предпринимательства, зарегистрированными в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Стратегия-2035 и прогнозы: какие перемены ожидают республику
- Что наиболее важного и нового предусматривает Стратегия – 2035?
Проект Стратегии-2035 сохраняет преемственность с предыдущей Стратегией развития республики до 2020 года. Развитие экономики, социальной сферы, инфраструктуры, муниципальных образований, качество государственного управления, по-прежнему, находятся в фокусе внимания.
В то же время есть несколько принципиальных отличий.
Во-первых, проект новой Стратегии мы разрабатывали в условиях появившегося законодательства в сфере стратегического планирования – раньше его просто не было, и чётко установленных требований к документу – что должно входить в состав Стратегии, какую структуру она должна иметь, и даже к перечню и значениям целевых показателей, которые обязаны соответствовать общефедеральным установкам. Цели, отраженные в значениях показателей, являются достаточно напряжёнными для республики, но мы понимаем, что сегодня высокий курс на развитие и улучшение жизни в республике по всем ключевым направлениям является единственно возможным и правильным.
Во-вторых, была проведена масштабная аналитическая работа. Были детально исследованы вопросы экономического и ресурсного потенциала, проведён СВОТ и ПЕСТ-анализ, опрошено население и крупные бизнес-структуры, выполнена типологизация муниципальных образований. Такой фундаментальный анализ позволил обоснованно определить цели и направления развития республики, сделать акцент на кластеризации, сформировать подходы к территориальному развитию.
В-третьих, в Стратегии до 2020 года практически не звучит проектная составляющая. А на сегодня проектное управление является одним из самых эффективных инструментов развития, так как в его рамках есть возможность приоритизировать задачи и сконцентрировать на их решении усилия и ресурсы всех заинтересованных структур.
В проекте Стратегии – 2035 проектный компонент играет очень значимую роль. Расставлены акценты и на флагманских проектах развития региона (их три - в сфере демографии, производительности труда и Арктики), и на региональных проектах в рамках 204-го указа Президента, которые максимально предусматриваются для решения отраслевых задач, и на инвестиционных проектах регионального и межрегионального значения.
Отмечу также, что проект новой Стратегии Республики Коми получил высокую оценку авторитетных федеральных экспертов - Экспертно-аналитического центра Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации и Международного центра социально-экономических исследований "Леонтьевский центр".
Проведено согласование проекта Стратегии с федеральным правительством. Это еще одно отличие от предыдущей Стратегии.
- На какой стадии проект Стратегии социально-экономического развития Коми?
Этот документ уже разработан, прошел общественное обсуждение, согласован Прокуратурой республики и получил положительное сводное заключение Министерства экономического развития Российской Федерации.
Сегодня проект проходит официальное согласование с членами Правительства республики, принять Стратегию планируется в конце первого квартала текущего года.
Реализация Стратегии будет осуществляться посредством выполнения Плана мероприятий (сейчас План находится в активной фазе разработки, планируемый срок его принятия – второй квартал 2019-го), госпрограмм Республики Коми, региональных проектов, а также применения всего инструментария нормативно-правового, финансово-экономического, инвестиционного и организационно-управленческого спектра, механизмов государственно-частного и социального партнёрства, проектов и программ, реализуемых на территории Республики Коми, стратегий и планов развития муниципальных образований, предприятий и организаций и так далее.
Для повышения эффективности стратегического управления на муниципальном уровне мы ежегодно проводим мониторинг реализации стратегий социально-экономического развития по всем городам и районам, оценивая достижение более полутора тысяч показателей. Отдельным актуальным вопросом является методическая поддержка муниципального стратегирования, которая, согласно законодательству, должна осуществляться с федерального уровня. На сегодня принятой федеральной методики нет, поэтому мы оказываем рекомендательную поддержку в разработке и реализации стратегических документов муниципальной власти.
- Какие особенности в прогнозировании социально-экономического развития Республики Коми было необходимо учесть Министерству в 2018 году?
Традиционно Министерством организовывается разработка прогноза социально-экономического развития на трёхлетний период – в соответствии с циклом бюджетного планирования. В прошлом году мы впервые разработали несколько вариантов прогнозов социально-экономического развития республики с учетом разных горизонтов планирования и новых инструментов развития (региональных проектов).
Так, в связи с выходом Указа Президента России от 7 мая 2018 года № 204 о национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года, во исполнение поручений федерального Министерства экономического развития, нами был также разработан прогноз до 2024 года.
Коснулись изменения и сферы долгосрочного прогнозирования. Осенью нами были рассчитаны параметры основных макропоказателей прогноза до 2035 года, а в декабре, в связи с принятием Долгосрочного прогноза социально-экономического развития России до 2036 года, мы организовали полную корректировку нашего долгосрочного прогноза. Он будет разработан в двух вариантах, работу планируется завершить в первом квартале текущего года.
- И еще немного про прогноз. Насколько нам известно, в 2018 году Министерство сформировало прогноз потребности отраслей экономики региона в квалифицированных кадрах. На какой период он рассчитан и для кого необходим?
- Документ составлен на период 2019-2025 годов в разрезе уровней профессионального образования и направлен нами в Минобразования Коми для подготовки предложений по формированию контрольных цифр приема молодежи за счет республиканского бюджета в учебные заведения системы профобразования. А также – для анализа подготовки кадров с высшим образованием в республике.
Контроль за госпрограммами
- Марина Владимировна, что Вы скажете об итогах еще одного большого блока работы - программно-целевого планирования в регионе?
- Эта работа осуществлялась в отношении двух десятков госпрограмм Республики Коми. Они внедрены в бюджетный процесс и обеспечивают более чем на 90% "программный бюджет".
Для повышения результативности и эффективности использования средств в минувшем году продолжилась разработка и утверждение республиканского бюджета по программно-целевому принципу. Ежегодно проводится оценка эффективности госпрограмм. Результат оценки, проведенной в 2018-ом по итогам позапрошлого года, основанной на комплексном подходе, подтверждает повышение качества и эффективности реализации госпрограмм.
Важно и то, что цели и показатели госпрограмм увязаны со Стратегией социально-экономического развития Республики Коми на период до 2020 года. Оптимизировано количество основных мероприятий и показателей госпрограмм. Внедрена ежегодная оценка системы целевых индикаторов и показателей госпрограмм.
Кроме того, как я уже говорила, проведена работа по внедрению региональных проектов, разрабатываемых для исполнения Указа Президента № 204 ("О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года"), в госпрограммы и в республиканский бюджет.
Также госпрограммы дополняются отдельными приложениями, предусматривающими отражение краткой информации о региональных проектах, в том числе сведений о показателях до 2024 года.
- Сколько проектов реализует наша республика?
- Речь идет о 49 региональных проектах по 11 направлениям национальных проектов в рамках 15 государственных программ Республики Коми.
Предпринимательство: поддержка рублем
- Марина Владимировна, расскажите о мерах поддержки предпринимателей по итогам ушедшего года.
- Прежде всего, в целях внедрения сервисной модели управления и обеспечения понятной навигации по мерам поддержки для бизнеса, в 2018 году произошло объединение ресурсов ключевых организаций инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства Республики Коми через создание регионального Центра поддержки предпринимательства "Шондi", а также – модернизирован информационный портал малого и среднего предпринимательства Республики Коми (по итогам 2018 года на портале зарегистрировано 33686 просмотров, 8383 уникальных посетителей).
Запущена работа МФЦ для бизнеса, предоставляющего спектр услуг для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, желающих организовать собственное дело, по принципу "одного окна". На сегодняшний день работают 6 "окон" – по 3 "окна" в г. Сыктывкаре и в г.Ухта.
В образовательных программах Центра по вопросам организации и регулирования предпринимательской деятельности прошли обучение 1334 человек (в том числе 577 – субъекты МСП, 407- работники МСП). Центром инноваций социальной сферы обучено 187 человек (из которых 114 – субъекты МСП, ведущие деятельность в социальной сфере). По программе "Ты-предприниматель", реализуемой в рамках направления "Вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность" обучено 209 человек. Кроме того, в различных тренингах, круглых столах, форумах приняли участие 1310 человек, в том числе 788 субъектов МСП.
Организациями инфраструктуры поддержки МСП организована регулярная работа по консультированию субъектов МСП: за 2018 год данными организациями оказано 6246 консультаций по вопросам предпринимательской деятельности.
- В целях расширения и обеспечения доступности кредитно-гарантийной поддержки проведена работа по докапитализации АО "Микрокредитная компания Республики Коми" (на сумму 33,0 млн. рублей) и АО "Гарантийный Фонд Республики Коми" (на сумму 47,9 млн. рублей). Это позволило увеличить максимальный размер микрозайма с 2 до 3 млн. рублей, снизить ставки по микрозаймам с 10-12 до 8-10 процентов, расширить линейку продуктов (продуктовая линейка микрозаймов включает 4 продукта: "Бизнес-инвест", "Бизнес-оборот", "Старт", "Доверительный"). Кроме того, увеличен размер поручительства АО "Гарантийный фонд Республики Коми" на одного заемщика с 5,5 до 10,8 млн. рублей.
За 2018 год АО "Микрокредитная компания Республики Коми" предоставлено 47 микрозаймов на сумму 44,25 млн.рублей, АО "Гарантийный Фонд Республики Коми" выдано 20 поручительств на сумму 45,5 млн.рублей, что позволило привлечь кредитных ресурсов на развитие предпринимательских инициатив на 94,0 млн. рублей.
- По линии нашего министерства:
1) оказана поддержка муниципальных программ (подпрограмм), содержащих мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Коми в размере 7 238,6 тыс. рублей, в том числе за счет федерального бюджета – 5 067,0 тыс. рублей. Поддержка оказана 13 субъектам малого и среднего бизнеса, основными видами деятельности которых являются лесозаготовки, распиловка и строгание древесины, разведение оленей, деятельность, связанная с перевозками грузов и пассажиров. Средства направлены на приобретение спецтехники, автотранспортной техники для оказания услуг по перевозке пассажиров, уборке и содержанию дорог, лесопереработки и оказания услуг управляющим организациям, открытие ветеринарного диагностического кабинета;
2) оказана поддержка представителям малого и среднего бизнеса по их участию в выставочно-ярмарочных мероприятиях на сумму более 181 тысячи рублей. Речь идет о возмещении расходов по оплате регистрационного сбора и аренде выставочных площадей, проживания в гостинице, проезда к месту проведения выставки и обратно.
Также предпринимателям субсидированы расходы на проведение оценки и страхования имущества, передаваемого в залог по договорам займа в АО "Микрокредитная компания Республики Коми" более чем на 95 тысяч рублей.
- А по линии "Народного бюджета" поддержка оказывалась?
- Разумеется. В рамках подпрограммы "Малое и среднее предпринимательство в Республике Коми" (госпрограмма Республики Коми "Развитие экономики") в прошлом году мы софинансировали расходы муниципальных образований по реализации народных проектов в сфере предпринимательства. Из 13 заявок министерство одобрило девять, оказав поддержку на 4 миллиона рублей.
Все проекты, направленные на решение социально значимых вопросов, а также вопросов жизнеобеспечения территорий, реализованы в срок. Показатели результативности достигнуты.
Кроме того, для повышения информированности предпринимателей на протяжении всего года мы рассказывали о мерах господдержки в рамках программы "Такой большой малый бизнес" на телеканале "Юрган".
Ну, и не могу не отметить тот факт, что в прошлом году успешно реализован проект создания единого регионального центра поддержки предпринимательства "Шондi", в котором свыше тысячи жителей республики получили консультации, прошли обучение по всему спектру актуальных тем. Полезные знания обрели и уже действующие предприниматели, и начинающие, и те, кто еще только собирается начать работать на себя.
Об оценке регулирующего воздействия
- Каковы результаты работы Минэкономики по оценке регулирующего воздействия? Ведомство, насколько мы помним, планировало повысить вовлеченность общественности и бизнес-сообщества в публичные консультации проектов нормативных правовых актов.
- Верно. И эта задача нами выполнена. С этой целью, в частности, запущен интернет-портал общественного обсуждения нормативных правовых актов Республики Коми и их проектов parvo.rkomi.ru.
С января 2018-го на этом ресурсе проводят обсуждения все органы исполнительной власти. А с сентября – и органы местного самоуправления, для которых проведение процедуры оценки регулирующего воздействия обязательно.
Эта виртуальная площадка удобна и понятна как для разработчиков, так и для общественности. По сравнению с прошлым годом доля проектов, по которым получена позиция бизнес-сообщества после общественных обсуждений, выросла с 32 процентов в 2017 году до 83,6 процентов в 2018-ом.
- А власти на местах обучены?
- Конечно. Мы провели целый комплекс мероприятий по повышению компетенции муниципальных служащих. Впервые мы организовали рейтинг органов местного самоуправления по качеству проведения оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и их экспертизы для выявления ошибок и нарушений, а также – для фиксации лучших практик.
Результаты в рамках рейтингования в масштабах страны по этой теме стабильно обеспечивают нашей республике положение в группе регионов с "хорошим уровнем развития" (по оценке Минэкономразвития России).
Создание условий для НКО
- Есть ли чем гордиться по такому направлению, как поддержка некоммерческого сектора в регионе?
- В 2018 году наше министерство провело конкурсный отбор проектов таких организаций на предоставление субсидий за счёт республиканского бюджета. Поступили заявки от 52 организаций, из них 26 стали победителями, получив субсидии от 90 до 440 тысяч рублей. Всего между победителями распределено 5,5 миллиона рублей.
- Какого плана проекты поддержаны?
- В области социальной поддержки жителей пожилого возраста, семей, воспитывающих детей с инвалидностью. А также проекты, содействующие развитию инклюзивного образования и дополнительного образования людей с инвалидностью. Поощрены и проекты патриотического воспитания молодежи, развития массового спорта. Силами территориально общественных самоуправлений (ТОСы) построены детские и спортивные площадки, благоустроены придомовые, уличные территории и дороги.
Кроме того, мы провели конкурсный отбор для городских округов на предоставление из республиканского бюджета софинансирования расходных обязательств при реализации муниципальных программ (подпрограмм, основных мероприятий) поддержки социально-ориентированных НКО. По итогам конкурса 13 муниципалитетов получили субсидии на общую сумму полтора миллиона рублей из республиканского бюджета. В том числе, ТОСы.
О сфере госзакупок
- Не менее важная миссия министерства – контроль за соблюдением закона о контрактной системе. Каковы в этой нише итоги года?
- В рамках контроля за соблюдением в республике федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" министерством проведены плановые проверки в отношении 12 государственных заказчиков и бюджетных учреждений. Охватить удалось 187 закупок (без учета закупок малого объема до 100 тыс. руб.). В итоге оказалось, что 142 закупки, то есть более 70 процентов, осуществлены с нарушениями. Следствием стало составление 318 протоколов об административных правонарушениях. По всем фактам возбуждены дела об административных правонарушениях.
- Они рассмотрены?
- Да. В отношении должностных лиц заказчиков вынесены постановления о привлечении к административной ответственности в виде штрафов на общую сумму 110 тысяч рублей.
- А были ли внеплановые проверки?
- Да. В отношении 31 государственного и муниципального заказчика. Проверены 102 закупки (опять же без учета закупок малого объема до 100 тыс. руб.), из которых 98 осуществлены с нарушениями законодательства. По каждому установленному случаю составлено 298 протоколов об административных правонарушениях, в отношении должностных лиц заказчиков вынесены постановления о наложении штрафов на общую сумму более 231 тысячи рублей.
Кроме того, в целях устранения нарушений законодательства по итогам плановых и внеплановых проверок заказчикам выдано 25 предписаний об устранении в определенный срок выявленных нарушений. Министерством также осуществляется контроль за соблюдением законодательства при обращении государственных заказчиков и бюджетных учреждений республики о заключении контракта с единственным поставщиком по результатам несостоявшихся процедур. Так, в 2018 году рассмотрено 71 такое обращение, по которым подготовлены уведомления о возможности заключения контракта.
- Каковы ключевые нарушения, допущенные заказчиками при осуществлении закупок?
- В основном, это несвоевременное размещение в единой информационной системе в сфере закупок обязательной информации и документов.
В рамках Плана превентивных мер наше министерство продолжает вести мониторинг муниципальных закупок с ценой контракта свыше одного миллиона рублей. В прошлом году мы проверили 1126 таких закупок. В 21 случае содержались признаки нарушения законодательства о контрактной системе при проведении электронных аукционов. Данная информация была направлена в Коми УФАС. По результатам контрольных мероприятий федеральное ведомство в 18 случаях установило нарушения. В отношении субъектов контроля приняты соответствующие меры.
Сеть МФЦ: удобно и быстро
- В завершение беседы не можем не поднять тему развития сети многофункциональных центров. В конце 2018 года МФЦ Коми исполнилось 5 лет. Каковы итоги?
- За пять лет работы многофункциональных центров в республике система "одного окна" полностью себя оправдала. Начиналось все с небольшого Центра телефонного обслуживания, который консультировал граждан по вопросам получения государственных услуг. Сейчас это целая сеть из 259 окон во всех населенных пунктах, где живут больше тысячи человек. Цифры говорят за себя: за прошлый год в МФЦ обработано более 720 тысяч запросов жителей республики. Перечень услуг, доступных в МФЦ, включает в себя 218 пунктов – за небольшими исключениями в нем практически все услуги региональных, муниципальных и федеральных органов власти. Последнее серьезное расширение этого списка произошло в начале этого года – в МФЦ были переданы все услуги Министерства труда, занятости и социальной защиты.
- Сам МФЦ был готов к такому увеличению работы?
- Были открыты 18 дополнительных окон обслуживания, проведены обучающие занятия с экспертами по приему и выдаче документов: коллеги из МФЦ готовились к приему услуг Минтруда в течение нескольких месяцев.
- Как еще можно оценить эффективность системы многофункциональных центров?
- Министерство экономического развития России довольно жестко мониторит работу региональных МФЦ. Оценивается несколько десятков показателей, в том числе уровень удовлетворенности граждан, доступность офисов, перечень услуг и многое другое. По итогам 2018 года Республика Коми получила высокие оценки, например, уровень удовлетворенности граждан качеством услуг составил 99,76 процентов – психологически важный показатель стабильности и эффективности работы всей системы МФЦ. В 2018 году МФЦ Коми занял третье место по уровню эффективности работы среди многофункциональных центров Северо-Запада и вошел в группу регионов России с высоким уровнем эффективности организации деятельности сети.
- Что ждет МФЦ в 2019 году?
- Планируется, что в 2019 году жители трех городов республики смогут получать биометрические загранпаспорта в МФЦ. Сейчас комплексы с электронным носителем уже устанавливаются в МФЦ Сыктывкара, Ухты и Воркуте.
Прямо сейчас мы ведем работу по внедрению в МФЦ принципа экстерриториальности. Это позволит гражданам обращаться за госуслугами в МФЦ не по прописке, а там, где им это удобно. Для сферы государственных услуг это почти революционный шаг.
Чуть более отдаленная перспектива – проект "Бережливое производство". Стратегию бережливости в МФЦ будем внедрять постепенно по всей республике, важно ювелирно совместить достигнутый высокий уровень качества оказания услуг граждан и бережливые технологии в работе многофункциональных центров.
Если говорить о стратегических направлениях развития системы МФЦ, то стоит упомянуть стандарты оказания услуг на основе жизненных ситуаций и комплексный запрос – воплощение принципа "одно заявление – несколько услуг". Они созданы, чтобы, приходя в МФЦ с одной проблемой, люди могли быстро и качественно решить все сопутствующие вопросы, не заполняя горы бумаг и заявлений. Сейчас таких стандартов разработано и внедрено девять. Названия говорят за себя сами: "Выход на пенсию по старости", "Рождение ребенка", "Перемена имени", "Утрата близкого человека", "Утрата документов", "Приобретение жилого помещения", "Смена места жительства", "Индивидуальное жилищное строительство". Постепенно все государственные услуги, востребованные гражданами в МФЦ, мы сформируем в группы по жизненным ситуациям и переведем на комплексный запрос, чтобы приходя в МФЦ, жители республики писали только одно заявление, а получали весь спектр нужных им государственных услуг.
- В системе МФЦ с 2017 года существует отдельное направление работы – центры оказания услуг для предпринимателей "Мой бизнес". Оправдало ли себя создание отдельных офисов для бизнеса?
- Потребовалось время на то, чтобы наладить процессы и сделать направление "Мой бизнес" в МФЦ эффективной "точкой входа в бизнес" для начинающих предпринимателей, как и планировалось. Проект уже был оценен на уровне федерации: далеко не во всех регионах России созданы такие условия для развития малого и среднего предпринимательства. Опыт Республики Коми достоин тиражирования на всю страну.
Всего за год количество обращений в центры "Мой бизнес" выросло почти в два раза: с 755 в январе 2018 года до 1253 в январе этого года. Всего же в 2018 году в центры "Мой бизнес" поступило более 13 тысяч обращений. Зарегистрировать бизнес, получить лицензию, узнать о мерах государственной поддержки, подобрать помещение для работы – все это можно бесплатно сделать в центрах "Мой бизнес".
Нам удалось реализовать этот проект, используя те же принципы, по которым организованы обычные многофункциональные центры: доступные государственные услуги быстро, качественно и в одном месте. Был разработан стандарт на основе жизненной ситуации "Открытие своего дела", собраны наиболее востребованные у начинающих предпринимателей услуги различных госорганов и крупных корпораций.
Сейчас в Коми открыты два центра "Мой бизнес" в Сыктывкаре и Ухте, в которых предоставляются 95 различных услуг для представителей малого и среднего бизнеса. Еще один центр "Мой бизнес" планируется открыть в этом году в Воркуте.