Новости Республики Коми | Комиинформ

Молчать и прибедняться: сыктывкарцев учили коми колдовству

Молчать и прибедняться: сыктывкарцев учили коми колдовству
Молчать и прибедняться: сыктывкарцев учили коми колдовству
logo

Лекция-диспут, посвященная колдовству и магии народа коми, прошла в минувшие выходные в Национальной библиотеке Коми. Кандидат филологических наук, член Союза писателей России Марина Плеханова рассказала участникам краеведческого проекта ЛЕКТОРиУМ об особенностях магического представления Коми края, о том, какие обряды приравнивались к колдовству и как связаны магия и наука.

Свой рассказ она начала издалека – с великого переселения народов и, как следствие, их ассимиляции. В качестве примера такой ассимиляции она привела найденный в раскопках на территории коми скифский золотой ритон, который хранится сейчас в одном из музеев Санкт-Петербурга. При этом каких-либо данных о пребывании скифов на территории Коми края официальной науке неизвестно.

S3EI-JVxxng.jpg

Далее лектор перешла к национальному вопросу. По ее словам, он отсутствовал в Средневековье и возник в 18 веке. В те годы по вопросу о национальной принадлежности человека существовало две теории – французская и немецкая.

1XV8LsGvPtg.jpg

Французская теория гласила, что гражданином человека делает школа. Иначе говоря, независимо от своего происхождения, человек, обучаясь во французской школе, автоматически становится гражданином Франции.

Немецкая теория звучала несколько жестче – "Почва и кровь", то есть единый язык – единство крови. Учитывая разнообразие немецких земель и диалектов, эта теория подстегнула немецких ученых к изучению языков в попытке найти что-то общее между ними. Именно благодаря этой теории в Германии, а затем и по всему миру, начало развиваться языкознание.

ySymYsEAi2I.jpg

Так издалека М.Плеханова подошла к вопросу народного фольклора, отметив, что он является паспортом народа.

"Фольклор показывает, где жили люди, на каких землях, что их окружало", - пояснила лектор и добавила, что желающие узнать как можно больше о мировой магии могут изучить труды британского антрополога, религиоведа Джеймса Фрэзера, который внес огромный вклад в изучение тотемизма, магии и трансформации религиозных верований на протяжении на протяжении истории человечества.

kpv8_9gHf3g.jpg

Начиная разговор о коми магии, М.Плеханова озвучила один из основных ее законов: "Если где-то убыло, значит, в другом месте - прибыло". Что это значит? Выражаясь современным языком, любое действие влечет за собой последствия, за все надо чем-то расплачиваться. Само занятие магией в представлении предков было делом чрезвычайно сложным. Предполагалось, что магию можно совершить, лишь приложив серьезные усилия. К примеру, чтобы вылечить человека, необходимо было принести воду из трех колодцев. Причем, все они должны были находиться на значительном отдалении друг от друга. В другом рецепте воду требовалось принести из 27 колодцев. Очевидно, что сделать это было под силу лишь крепкому человеку.

М.Плеханова рассказала также о понятии "удачи", которая является одним из важнейших элементов в охотничьей культуре коми. Лектор поинтересовалась у зрителей: выходя из леса, прикрывают ли они корзинку с ягодами или грибами платком? Слушатели подтвердили: действительно, их этому научили еще бабушки, но что означает этот обычай – они не знают. Оказывается, жители  Коми издревле прикрывают урожай или охотничью добычу, чтобы не вызвать зависть соседей и знакомых.

"Хороший урожай - это ведь знание ягодных, грибных мест. Это должно быть покрыто тайной, это нельзя было разбалтывать. Нельзя было хвастаться удачей. В коми культуре людям больше свойственно молчать и прибедняться. Это главная особенность собирательских форм жизнедеятельности человека, а вот земледельческим формам наоборот свойственно хвастовство", - разъяснила  М.Плеханова.

От вопроса удачи лекция перешла к вопросу запрета женщинам притрагиваться к охотничьим и рыболовным снастям. Как оказалось, в этом нет никакой мистической подоплеки. Все гораздо проще – мужчина, не способный самостоятельно собраться на охоту, с большой долей вероятности пропадет в лесу.

Знающие люди из зала поделились своим опытом: отец одного из слушателей советовал собираться на охоту за три дня до выхода. За это время человек поневоле вспомнит обо всех необходимых снастях и качественно подготовится к походу.

Самыми сильными колдунами в представлении коми являются дети от 9 лет и старики. Главными условиями при этом являлись наличие полного рта здоровых зубов и целомудренный образ жизни. Потеря зуба наносила серьезный урон по энергетической сути человека.

ZvfLmixAx4s.jpg

Колдовская сила детей объяснялось их чистотой. Кстати, родители до достижения детьми совершеннолетия не имели права стирать их вещи вместе со своими. И здесь магический обычай объясняется просто: в те годы люди массово болели заразными заболеваниями – чесоткой, сифилисом, туберкулезом, оспой, коклюшем, герпесом, поэтому раздельная стирка одежды попросту защищала детей от возможного заражения.

К болезням и их лечению у предков коми народа тоже имелся свой подход. Лечили обычно в бане или на пороге дома, очертив вокруг себя ножом круг. М.Плеханова отметила, что представление о болезнях в те годы во многом было сформировано тем, что люди видели вокруг себя. А их в большом количестве окружали психически нездоровые люди, кликуши, тунеядцы, пьяницы, то есть, те, кого в современном обществе мы практически не видим. Если человек переставал ухаживать за собой и работать, он уже считался нездоровым.

5yfqF6uT7Mc.jpg

Лектор также попыталась раскрыть понятие порчи на примере одной истории. Поздней осенью женщина что-то месила голыми ногами во дворе. Проходящая мимо соседка указала ей на ее покрасневшие от холода ноги. После этого замечания женщина "испугалась" и заболела. В представлении предков, ее сглазила соседка, указав на красные ноги. Вылечить ее можно было с помощью кусочка ткани, которую соседка должна была дать добровольно по просьбе родственников заболевшей женщины. В лечении добровольность была обязательным условием. Попытка отрезать кусочек ткани или забрать тайком из дома какой-то предмет признавалась порчей.

Напоследок одна из слушательниц, учитывая рушащиеся традиционные устои, задала М.Плехановой актуальный вопрос: как можно прожить всю жизнь с одним человеком. Филолог пояснила, что все имеющиеся на этот счет исследования сходятся в одном: нужно уметь терпеть и любить, иначе говоря, быть альтруистом.

"Два альтруиста могут прожить друг с другом долгую и счастливую жизнь. Альтруизм – это врожденное качество. Однако ученые выяснили, что даже если человек вырос в маргинальной среде, он может стать альтруистом, пережив серьезные потрясения в жизни. Эти люди спасут мир", - подытожила она.